В крупнейших мегалополисах России метрополитен является наиболее удобным и популярным видом общественного транспорта, образовавшим под землей целые подземные города. Ежедневные поездки на метро стали привычным ритуалом для большинства жителей этих центров.
Однако далеко не каждый из нас задумывается о том, что подземка - территория повышенного риска и только от внимательности и осторожности пассажиров зависят жизнь, здоровье и благополучие их самих и окружающих их людей.
Мы рассмотрим опасности, которые таят подземные коридоры метрополитена, а также расскажем, каких правил поведения в метро следует придерживаться, чтобы защитить себя от возможных рисков и угроз.
На входе и выходе из метро придержите двери
С первой потенциальной опасностью мы сталкиваемся уже на входе:
- Вестибюли большинства "исторических" вестибюлей центральной части Москвы и Петербурга оборудованы старинными дверями из массива дерева, вес каждой из которых превышает 100 кг.
- На современных станциях установлены алюминиевые двери, характеризуемые меньшим весом. При сильном порыве ветра, усилии или ритмическом качании они с силой отлетают на направляющегося к ним пассажирам.
Основную угрозу для входящих на станцию граждан представляет неконтролируемое движение дверей: из-за сквозняка или неосторожных действий впереди идущего пассажира дверь может отскочить на входящего и травмировать его руки или голову.
Что запомнить
- Смотрите по сторонам, не отвлекайтесь на собеседника или смартфон.
- Старайтесь использовать свободные проходы.
- Войдя вовнутрь, придерживайте дверцу для других пассажиров (особенно если сзади идет ребенок или человек преклонного возраста).
- Если на входе сильные порывы ветра, открывайте дверь "наружу", на себя: так вы защитите от внезапного удара себя и идущих за вами людей.
На станции отойдите от края платформы
Наиболее опасной зоной подземки считаются открытые платформы. В часы утреннего и вечернего пиков здесь максимален риск падения на пути: в спешке кто-то может толкнуть вас или же невыспавшийся пассажир сам оступится и упадет с края платформы.
Однако и в другие часы риск падения достаточно велик: у человека внезапно закружится голова, его случайно кто-то заденет или умышленно толкнет психически нестабильный пассажир.
Упавшего с перрона человека подстерегают 2 опасности:
- контактный рельс под напряжением 825 Вольт (покрыт чехлом оранжевого цвета и располагается под перроном);
- прибывающий со скоростью 60 км/ч состав.
Алгоритм действий упавшего с платформы зависит от того, где на этот момент находится электропоезд.
Если вы упали и не видите поезд
- Не паникуйте важно помнить, что вам обязательно помогут.
- Избегайте края платформы, не приближайтесь к имеющему оранжевый цвет контактному рельсу.
- Если вы знаете, откуда прибудет поезд, направляйтесь к началу платформы. Если вы впервые на станции, спросите верное направление у людей на перроне.
- Добегите до чёрно-белой рейки и остановитесь за ней до прибытия поезда: у этого знака голова состава остановится, поэтому тут вы вне опасности.
- Увидев голову приближающейся электрички, подавайте знаки машинисту с помощью включенного экрана смартфона, фонарика, яркой тряпки или просто машите руками.
Если вы упали и поезд приближается
- Если вы уже видите прибывающий на станцию поезд, бежать недопустимо.
- Ложитесь в углубление между рельсами, повернувшись головой по направлению движущегося состава, лицом вниз - так одежда не зацепится за движущийся поезд.
- Постарайтесь минимизировать все, что может зацепиться за днище поезда: снимите сумку или рюкзак, вытяните руки вдоль тела, прижмите ноги к поверхности, при наличии длинных волос придержите их ладонью.
- Обращайте на себя внимание, не меняя позиции. Кричите, зовите на помощь, чтобы вас заметили другие пассажиры.
- Не паникуйте, когда состав остановится над вами. Шум и искры не представляют для вас опасности. Не пытайтесь вылезти из-под состава самостоятельно: дожидайтесь помощи от сотрудников подземки или машиниста.
Если кто-то другой упал на рельсы
Если вы стали свидетелем падения с края перрона другого человека, не пытайтесь затащить его обратно на платформу.
- Сохраняйте спокойствие.
- Подскажите упавшему, в какую сторону ему бежать (поезда не видно) или что делать (заметны огни прибывающего состава).
- Привлекайте внимание машиниста: круговые движения рукой - это знак "стоп".
- Позовите на помощь: окликните сотрудников или нажмите кнопку SOS на панели экстренного вызова.
- Если человек не может самостоятельно перемещаться, вызовите врача.
На эскалаторе будьте внимательнее в платье и на шпильках
По статистике эскалатор является самым травмоопасным местом метро: из-за невнимательности и человеческого фактора более половины всех происшествий в подземке происходит при подъеме или спуске пассажиров.
Основная причина травматизма на эскалаторе - попадание длинных частей одежды или шнурков в промежуток между статичной и движущейся частями механизма.
Зажевало вашу одежду или обувь
- Привлекайте внимание дежурного: кричите, машите руками, светите вспышкой телефона.
- По возможности снимите ту часть гардероба, которая была зажевана.
- Держите равновесие.
- Не выдергивайте одежду, пока эскалатор не остановится.
Правила поведения в метрополитене на эскалаторе:
- следить за одеждой, не допускать развевающихся шарфов, подолов, поясов;
- не вставать за желтую ограничительную линию;
- если обувь на каблуке, следить, чтобы шпилька не застряла в решетке ступеньки.
Эскалатор внезапно остановился
- Не бегите по лестнице, даже если опаздываете.
- Надёжно держитесь за поручни - эскалатор может начать движение без предупреждения.
- Ожидайте указаний сотрудника подземки.
Если проблемы у других пассажиров
- Передавайте информацию по цепочке.
- Как только увидите выключатель "Стоп" (красная ручка), поверните его, чтобы остановить механизм эскалатора.
- При необходимости вызовите скорую.
В поезде не прислоняйтесь к дверям вагона
Когда вагон забит, многие пассажиры выбирают для временной остановки зону у дверей. Отсюда ближе всего до выхода и можно прислониться к чему-либо, защищая себя от качки. Однако не стоит выбирать для временной опоры двери вагона:
- при аварии или поломке тумблера они автоматически открываются, даже если поезд движется по туннелю;
- на некоторых станциях двери открываются с другой стороны;
- при зажевывании одежды или вещей двери автоматически открываются.
Если вы выпали на платформу и получили травму
- Не пытайтесь оказать себе помощь самостоятельно.
- Привлеките внимание персонала или попросите окружающих нажать кнопку SOS на терминале.
Если двери открылись во время движения поезда
- Переместитесь в удаленную от дверного проема часть.
- Используя аппарат экстренной связи, сообщите машинисту проблему, а также номер вагона.
- Сохраняйте хладнокровие, не подпускайте к дверям других людей, особенно детей.
Если поезд остановился в туннеле и двери открылись
- Отойдите от дверных проемов на безопасное расстояние.
- Ожидайте указаний машиниста.
- Не паникуйте, по возможности успокойте окружающих.
Ни при каком раскладе не пробуйте выйти в туннель: это может быть смертельно опасно!
Человеческий фактор кражи и домогательства
Являясь многолюдным местом с большой проходимостью, метрополитен привлекает различные криминальные элементы.
По данным статистики 2 проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются пассажиры подземки:
- Кражи;
- Домогательства и насильственные действия сексуального характера.
Как противостоять ворам
- Не кладите смартфон, кошелек, портмоне в задние карманы одежды.
- Закрывайте сумку, рюкзак, другой багаж на молнию.
- Держите вещи перед собой либо плотно прижимайте к корпусу: чаще всего грабители вырывают сумку из рук жертвы перед закрытием дверей состава.
- Заметив подозрительного человека, резко отвернитесь и смените местоположение.
- Если вы стали свидетелем кражи, старайтесь поднять шум и привлечь внимание полиции
Что делать если вас обокрали
- Зафиксируйте точное время кражи, номер вагона.
- Запишите отличительные приметы грабителя.
- Сообщите о преступлении сотрудникам станции, полиции или через терминал на территории вестибюля.
Как бороться с домогательствами
Несмотря на большое количество человек, ежедневно пользующихся подземкой, пассажиры метрополитена не защищены от насилия.
Основные формы проявления:
- Домогательства и распускание рук в переполненных составах. Преступники пользуются столпотворением и переходят к активным действиям. Группа риска: девочки, школьники, молодые девушки, женщины в юбках и платьях. Если жертва не оказывает сопротивления, нападающий чувствует свою безнаказанность и продолжает начатое.
- Открытое проявление агрессии в пустых вагонах. Чаще всего это происходит в ночное время суток, когда пассажиров немного.
Действия при активных домогательствах в "часы пик":
- Обратитесь за помощью к любому человеку в вагоне.
- Формулируйте свою просьбу четко и громко, чтобы нападающий вас слышал.
- Не бойтесь просить помощи: вам не нужно описывать ситуацию со всеми подробностями, достаточно озвучить только причину.
Советы, как избежать нападения насильников поздним вечером:
- Заметив первые подозрительные действия, немедленно обращайтесь к окружающим.
- Если вагон пустой, воспользуйтесь экстренной связью и сообщите о проблеме машинисту.
- Выходите на ближайшей остановке и сразу обращайтесь к сотрудникам подземки или полиции.
Не допускайте, чтобы подозрительный субъект вышел за вами из вестибюля на улицу. Если это произошло, вызовите такси, не идите домой пешком
Куда обратиться за медицинской помощью
С открытия до закрытия метрополитена в подземке работают медики. У них есть аптечка с лекарствами первой необходимости.
Как найти врачебную помощь:
- воспользуйтесь терминалом с кнопкой SOS;
- если самочувствие ухудшилось в вагоне, выйдите на связь с машинистом;
- подойдите к любому из сотрудников станции или дежурящим полицейским.
Почему поезд останавливается и стоит в тоннеле
Ситуация, когда состав внезапно останавливается в туннеле, является потенциально травмоопасной.
Пассажиры, не держащиеся за поручни, могут потерять равновесие и упасть, покалечив себя и окружающих. Особенно это касается учащихся, которые по причине небольшого роста не всегда достают до верхних перекладин.
Основные причины остановки поездов
- Поломка электропоезда либо технического оборудования метро.
- Задержано отправление одного из поездов на линии.
- Обнаружены бесхозные вещи.
Правила поведения в метро во время теракта
Теракты на территории метро - одна из главных глобальных угроз безопасности пассажиров подземки на заре XXI века.
Если взрыв произошел на платформе:
- оцените ситуацию и определите эпицентр взрыва;
- двигайтесь на выход, выбрав противоположную сторону от эпицентра;
- держитесь как можно дальше от края перрона: в спешке вас могут столкнуть на рельсы;
- избегайте давки, при попадании в толпу защищайте грудную клетку согнутыми в локтях руками и избегайте падений;
- по возможности окажите первую помощь раненным.
Если взрыв произошел в движущемся электропоезде:
- не покидайте состав без указания машиниста - вы рискуете задеть электрокабель под напряжением;
- оцените ситуацию, определите, где именно произошел взрыв;
- ожидайте прихода спасателей.
Защитит ли метро от войны
Один из распространенных стереотипов: метро - наиболее безопасное место при начале войны. Эта идея имеет исторические предпосылки: после завершения Второй мировой войны в подземных вестибюлях устанавливали гермодвери, предназначенные для защиты от химического и биооружия.
В действительности метро способно защитить только от части поражающих факторов:
- ударная волна от взрыва;
- радиационное воздействие;
- экстремальная температура.
В эпицентре взрыва не спасут даже подземные шахты метрополитена: под местом удара образуется глубокая воронка, в которой будет разрушено все.
Безопасность нахождения в метро напрямую зависит от нашей внимательности и здравого смыслы. Достаточно быть осторожным, обращать внимание на происходящее по сторонам и ни при каких условиях не поддаваться панике.
Соблюдайте правила безопасного поведения в метро и придерживайтесь норм этикета - тогда ваша поездка будет комфортной и спокойной.