В крупнейших мегалополисах России метрополитен является наиболее удобным и популярным видом общественного транспорта, образовавшим под землей целые подземные города. Ежедневные поездки на метро стали привычным ритуалом для большинства жителей этих центров.

Однако далеко не каждый из нас задумывается о том, что подземка - территория повышенного риска и только от внимательности и осторожности пассажиров зависят жизнь, здоровье и благополучие их самих и окружающих их людей.

Мы рассмотрим опасности, которые таят подземные коридоры метрополитена, а также расскажем, каких правил поведения в метро следует придерживаться, чтобы защитить себя от возможных рисков и угроз.

Правила поведения в метро

На входе и выходе из метро придержите двери

С первой потенциальной опасностью мы сталкиваемся уже на входе:

  • Вестибюли большинства "исторических" вестибюлей центральной части Москвы и Петербурга оборудованы старинными дверями из массива дерева, вес каждой из которых превышает 100 кг.
  • На современных станциях установлены алюминиевые двери, характеризуемые меньшим весом. При сильном порыве ветра, усилии или ритмическом качании они с силой отлетают на направляющегося к ним пассажирам.

Основную угрозу для входящих на станцию граждан представляет неконтролируемое движение дверей: из-за сквозняка или неосторожных действий впереди идущего пассажира дверь может отскочить на входящего и травмировать его руки или голову.

Что запомнить

  1. Смотрите по сторонам, не отвлекайтесь на собеседника или смартфон.
  2. Старайтесь использовать свободные проходы.
  3. Войдя вовнутрь, придерживайте дверцу для других пассажиров (особенно если сзади идет ребенок или человек преклонного возраста).
  4. Если на входе сильные порывы ветра, открывайте дверь "наружу", на себя: так вы защитите от внезапного удара себя и идущих за вами людей.

На станции отойдите от края платформы

Наиболее опасной зоной подземки считаются открытые платформы. В часы утреннего и вечернего пиков здесь максимален риск падения на пути: в спешке кто-то может толкнуть вас или же невыспавшийся пассажир сам оступится и упадет с края платформы.

Однако и в другие часы риск падения достаточно велик: у человека внезапно закружится голова, его случайно кто-то заденет или умышленно толкнет психически нестабильный пассажир.

Главное правило безопасности: никогда не заходите за первую ограничительную линию на платформе. Вы можете упустить возможность первым зайти в вагон, однако будете уверены, что не окажетесь на рельсах.

Упавшего с перрона человека подстерегают 2 опасности:

  1. контактный рельс под напряжением 825 Вольт (покрыт чехлом оранжевого цвета и располагается под перроном);
  2. прибывающий со скоростью 60 км/ч состав.

Алгоритм действий упавшего с платформы зависит от того, где на этот момент находится электропоезд.

Если вы упали и не видите поезд

  1. Не паникуйте важно помнить, что вам обязательно помогут.
  2. Избегайте края платформы, не приближайтесь к имеющему оранжевый цвет контактному рельсу.
  3. Если вы знаете, откуда прибудет поезд, направляйтесь к началу платформы. Если вы впервые на станции, спросите верное направление у людей на перроне.
  4. Добегите до чёрно-белой рейки и остановитесь за ней до прибытия поезда: у этого знака голова состава остановится, поэтому тут вы вне опасности.
  5. Увидев голову приближающейся электрички, подавайте знаки машинисту с помощью включенного экрана смартфона, фонарика, яркой тряпки или просто машите руками.
Не пытайтесь выбраться самостоятельно: сотрудник станции принесет специальную лестницу, позволяющую избежать соприкосновения с контактным рельсом.

Если вы упали и поезд приближается

  1. Если вы уже видите прибывающий на станцию поезд, бежать недопустимо.
  2. Ложитесь в углубление между рельсами, повернувшись головой по направлению движущегося состава, лицом вниз - так одежда не зацепится за движущийся поезд.
  3. Постарайтесь минимизировать все, что может зацепиться за днище поезда: снимите сумку или рюкзак, вытяните руки вдоль тела, прижмите ноги к поверхности, при наличии длинных волос придержите их ладонью.
  4. Обращайте на себя внимание, не меняя позиции. Кричите, зовите на помощь, чтобы вас заметили другие пассажиры.
  5. Не паникуйте, когда состав остановится над вами. Шум и искры не представляют для вас опасности. Не пытайтесь вылезти из-под состава самостоятельно: дожидайтесь помощи от сотрудников подземки или машиниста.
Никогда не прячьтесь под полотном перрона: там находится контактный рельс, прикосновение к которому смертельно опасно.

Если кто-то другой упал на рельсы

Если вы стали свидетелем падения с края перрона другого человека, не пытайтесь затащить его обратно на платформу.

  1. Сохраняйте спокойствие.
  2. Подскажите упавшему, в какую сторону ему бежать (поезда не видно) или что делать (заметны огни прибывающего состава).
  3. Привлекайте внимание машиниста: круговые движения рукой - это знак "стоп".
  4. Позовите на помощь: окликните сотрудников или нажмите кнопку SOS на панели экстренного вызова.
  5. Если человек не может самостоятельно перемещаться, вызовите врача.

На эскалаторе будьте внимательнее в платье и на шпильках

По статистике эскалатор является самым травмоопасным местом метро: из-за невнимательности и человеческого фактора более половины всех происшествий в подземке происходит при подъеме или спуске пассажиров.

Основная причина травматизма на эскалаторе - попадание длинных частей одежды или шнурков в промежуток между статичной и движущейся частями механизма.

Зажевало вашу одежду или обувь

  • Привлекайте внимание дежурного: кричите, машите руками, светите вспышкой телефона.
  • По возможности снимите ту часть гардероба, которая была зажевана.
  • Держите равновесие.
  • Не выдергивайте одежду, пока эскалатор не остановится.

Правила поведения в метрополитене на эскалаторе:

  1. следить за одеждой, не допускать развевающихся шарфов, подолов, поясов;
  2. не вставать за желтую ограничительную линию;
  3. если обувь на каблуке, следить, чтобы шпилька не застряла в решетке ступеньки.

Эскалатор внезапно остановился

  • Не бегите по лестнице, даже если опаздываете.
  • Надёжно держитесь за поручни - эскалатор может начать движение без предупреждения.
  • Ожидайте указаний сотрудника подземки.

Если проблемы у других пассажиров

  • Передавайте информацию по цепочке.
  • Как только увидите выключатель "Стоп" (красная ручка), поверните его, чтобы остановить механизм эскалатора.
  • При необходимости вызовите скорую.

В поезде не прислоняйтесь к дверям вагона

Когда вагон забит, многие пассажиры выбирают для временной остановки зону у дверей. Отсюда ближе всего до выхода и можно прислониться к чему-либо, защищая себя от качки. Однако не стоит выбирать для временной опоры двери вагона:

  • при аварии или поломке тумблера они автоматически открываются, даже если поезд движется по туннелю;
  • на некоторых станциях двери открываются с другой стороны;
  • при зажевывании одежды или вещей двери автоматически открываются.

Если вы выпали на платформу и получили травму

  • Не пытайтесь оказать себе помощь самостоятельно.
  • Привлеките внимание персонала или попросите окружающих нажать кнопку SOS на терминале.

Если двери открылись во время движения поезда

  • Переместитесь в удаленную от дверного проема часть.
  • Используя аппарат экстренной связи, сообщите машинисту проблему, а также номер вагона.
  • Сохраняйте хладнокровие, не подпускайте к дверям других людей, особенно детей.

Если поезд остановился в туннеле и двери открылись

  • Отойдите от дверных проемов на безопасное расстояние.
  • Ожидайте указаний машиниста.
  • Не паникуйте, по возможности успокойте окружающих.

Ни при каком раскладе не пробуйте выйти в туннель: это может быть смертельно опасно!

Человеческий фактор кражи и домогательства

Являясь многолюдным местом с большой проходимостью, метрополитен привлекает различные криминальные элементы.

По данным статистики 2 проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются пассажиры подземки:

  1. Кражи;
  2. Домогательства и насильственные действия сексуального характера.

Как противостоять ворам

  • Не кладите смартфон, кошелек, портмоне в задние карманы одежды.
  • Закрывайте сумку, рюкзак, другой багаж на молнию.
  • Держите вещи перед собой либо плотно прижимайте к корпусу: чаще всего грабители вырывают сумку из рук жертвы перед закрытием дверей состава.
  • Заметив подозрительного человека, резко отвернитесь и смените местоположение.
  • Если вы стали свидетелем кражи, старайтесь поднять шум и привлечь внимание полиции

Что делать если вас обокрали

  1. Зафиксируйте точное время кражи, номер вагона.
  2. Запишите отличительные приметы грабителя.
  3. Сообщите о преступлении сотрудникам станции, полиции или через терминал на территории вестибюля.

Как бороться с домогательствами

Несмотря на большое количество человек, ежедневно пользующихся подземкой, пассажиры метрополитена не защищены от насилия.
Основные формы проявления:

  1. Домогательства и распускание рук в переполненных составах. Преступники пользуются столпотворением и переходят к активным действиям. Группа риска: девочки, школьники, молодые девушки, женщины в юбках и платьях. Если жертва не оказывает сопротивления, нападающий чувствует свою безнаказанность и продолжает начатое.
  2. Открытое проявление агрессии в пустых вагонах. Чаще всего это происходит в ночное время суток, когда пассажиров немного.

Действия при активных домогательствах в "часы пик":

  • Обратитесь за помощью к любому человеку в вагоне.
  • Формулируйте свою просьбу четко и громко, чтобы нападающий вас слышал.
  • Не бойтесь просить помощи: вам не нужно описывать ситуацию со всеми подробностями, достаточно озвучить только причину.

Советы, как избежать нападения насильников поздним вечером:

  • Заметив первые подозрительные действия, немедленно обращайтесь к окружающим.
  • Если вагон пустой, воспользуйтесь экстренной связью и сообщите о проблеме машинисту.
  • Выходите на ближайшей остановке и сразу обращайтесь к сотрудникам подземки или полиции.

Не допускайте, чтобы подозрительный субъект вышел за вами из вестибюля на улицу. Если это произошло, вызовите такси, не идите домой пешком

Куда обратиться за медицинской помощью

С открытия до закрытия метрополитена в подземке работают медики. У них есть аптечка с лекарствами первой необходимости.

Как найти врачебную помощь:

  • воспользуйтесь терминалом с кнопкой SOS;
  • если самочувствие ухудшилось в вагоне, выйдите на связь с машинистом;
  • подойдите к любому из сотрудников станции или дежурящим полицейским.

Почему поезд останавливается и стоит в тоннеле

Ситуация, когда состав внезапно останавливается в туннеле, является потенциально травмоопасной.

Пассажиры, не держащиеся за поручни, могут потерять равновесие и упасть, покалечив себя и окружающих. Особенно это касается учащихся, которые по причине небольшого роста не всегда достают до верхних перекладин.

Если поезд остановился во время движения, не поддавайтесь волнению: в 90% случаев это связано с техническими причинами и не представляет серьезной опасности.

Основные причины остановки поездов

  1. Поломка электропоезда либо технического оборудования метро.
  2. Задержано отправление одного из поездов на линии.
  3. Обнаружены бесхозные вещи.

Правила поведения в метро во время теракта

Теракты на территории метро - одна из главных глобальных угроз безопасности пассажиров подземки на заре XXI века.

Главное правило, которого следует придерживаться, если вы стали свидетелем и жертвой террористического акта - соблюдайте спокойствие.

Если взрыв произошел на платформе:

  1. оцените ситуацию и определите эпицентр взрыва;
  2. двигайтесь на выход, выбрав противоположную сторону от эпицентра;
  3. держитесь как можно дальше от края перрона: в спешке вас могут столкнуть на рельсы;
  4. избегайте давки, при попадании в толпу защищайте грудную клетку согнутыми в локтях руками и избегайте падений;
  5. по возможности окажите первую помощь раненным.

Если взрыв произошел в движущемся электропоезде:

  1. не покидайте состав без указания машиниста - вы рискуете задеть электрокабель под напряжением;
  2. оцените ситуацию, определите, где именно произошел взрыв;
  3. ожидайте прихода спасателей.

Защитит ли метро от войны

Один из распространенных стереотипов: метро - наиболее безопасное место при начале войны. Эта идея имеет исторические предпосылки: после завершения Второй мировой войны в подземных вестибюлях устанавливали гермодвери, предназначенные для защиты от химического и биооружия.

В действительности метро способно защитить только от части поражающих факторов:

  • ударная волна от взрыва;
  • радиационное воздействие;
  • экстремальная температура.

В эпицентре взрыва не спасут даже подземные шахты метрополитена: под местом удара образуется глубокая воронка, в которой будет разрушено все.

Безопасность нахождения в метро напрямую зависит от нашей внимательности и здравого смыслы. Достаточно быть осторожным, обращать внимание на происходящее по сторонам и ни при каких условиях не поддаваться панике.

Соблюдайте правила безопасного поведения в метро и придерживайтесь норм этикета - тогда ваша поездка будет комфортной и спокойной.