Содержание: [Показать]

Обучение младшего поколения вести себя в обществе включает правила поведения за столом для детей, принципы общения с ровесниками и старшим поколением, культурное поведение в незнакомой обстановке. Основная забота ложится на плечи родителей и педагогических работников. 

Зачем ребенку знать правила поведения за столом

Этикет не относится к прерогативам определенных социальных слоев. Правильно вести себя за столом должны все малыши, вне зависимости от обеспеченности семьи или ее социального статуса. Культура действий и питания - это не каприз, а определенная польза для ребенка, положительные стороны которой представлены:

  • защитой организма от болезнетворных бактерий – при мытье рук перед приемом пищи;
  • отсутствием соприкосновения продуктов со столом – при сервировке (скатерть, салфетки);
  • профилактикой непредвиденных обстоятельств – запрет на разговор и отвлечение на посторонние раздражители защищают от риска подавиться;
  • облегчением работы ЖКТ – тщательное пережевывание пищи позволяет органам пищеварения нормально работать;
  • использованием салфеток – защищает одежду от грязи дома и в кафе.

По нормам этикета за столом для детей малыши должны уметь пользоваться столовыми приборами. Они предназначены для облегчения приема пищи, а не доставления неудобств трапезничающему.

С чего начать

Привитие правил поведения за столом детей должно начинаться с полутора лет. В этот период ребенок умеет пользоваться ложкой, не разбрасывая куски. Все тонкости малышу недоступны, но основа заложит в него культуру нахождения в общественных местах. Все привитое усвоится и отложится в памяти.

Правила сервировки стола по этикету для детей

Нормы по приему пищи для детей предусматривают использование собственной, внешне отличающейся посуды. Специальные детские наборы продаются в любом магазине. Для каждого блюда существуют столовые приборы:

  1. от 1 до 2 лет – ложка для любых видов пищи;
  2. после 3 лет – начинается использование вилки;
  3. после 5 лет – столовый нож.

Родители должны подробно объяснять назначение каждого предмета и правила их использования. Меры безопасности предусматривают использование специальных наборов для малышей, без опасных острых краев.

Как легко научить

Чтобы малыш быстрее усвоил набор базовых правил этикета за столом, родителям придется использовать небольшие хитрости. Особый подход упростит запоминание новой информации, в нем рассматривают:

  1. Поощрение – дети лучше реагируют на изучение непривычных обязанностей при появлении привилегий. Длительная прогулка, любимое лакомство станет наградой за аккуратные действия за столом.
  2. Игры психологи отметили, что усвоение информации легче проходит в игровом режиме. Обучение дисциплине проходит при помощи имитации ситуаций в ресторане, кафетерии.
  3. Визуализация – обучающее видео сыграет свою роль в столовом этикете. Ребенок автоматически начнет повторять действия героя, одновременно запоминая тонкости.

При любом варианте из предложенных обучающих программ необходима «закрепление» полученных навыков. Для этого подходят тематические картинки – развесив их над обеденным столом, воспитатель автоматически привлечет внимание малыша, а ребенок не забудет усвоенное.

Что делаете Вы то делает и ребенок

Лучшая методика воспитания по приему пищи – это личный пример взрослых. Достойные поступки родителей заставляет малыша запоминать и повторять нюансы. Если мама с папой употребляют напитки из бутылки или пакета, то не стоит ожидать ничего другого от чада.

Мытье рук перед обедом, благодарность хозяйке за приготовление пищи и много другое должны постоянно присутствовать в семье. Только в этом случае для малыша правила станут истиной.

Когда начинать уроки этикета

Первым правилам этикета за столом обучают после 18 месяцев. В этот период идет подражание – дети старательно копируют действия взрослых. К указанному возрасту они неплохо управляются со столовыми приборами без посторонней помощи.

Правила поведения за столом для детей 3-4 лет

Малыши младшей группы должны обучаться навыкам:

  • гигиены – самостоятельное мытье рук с мылом, умывание и вытирание полотенцем;
  • поведенческим – использовать столовые приборы, не крошить хлеб, не разговаривать во время еды и переживать пищу с закрытым ртом.

Тишина и спокойствие за столом, благодарность после приема пищи также входит в обязательную программу.

Этикет за столом в детском саду

Дошкольные учреждения предъявляют собственные требования к воспитанникам. Детский сад обучает:

  • к мытью рук, опрятности – одежда должна быть в порядке;
  • правильной посадке за столом – ноги касаются пола, спина прижата к спинке стула;
  • вежливости – подходя к столу, ребенок должен всем пожелать приятного аппетита, а при выходе из-за него – повторить сказанное.

Дети не должны перекрещивать ноги, раскачиваться на стульях, ставить локти на столешницу или барабанить по ней. Они обязаны благодарить при подаче еды, уборке посуды и пр., для этого достаточно произносить «спасибо».

Этикет для дошкольников

В поведенческие нормативы входит:

  • ровная посадка, без излишней расслабленности;
  • постановка ног без «перекрещиваний»;
  • отсутствие шаркающих звуков подошвы обуви о пол;
  • правильное держание ложки, вилки и ножа.

Ребенок не должен толкаться и вертеться, проливать жидкие продукты на скатерть. Хлеб откусывают над тарелкой (уменьшение количества крошек), а чашку подносят корту, а не наклоняются к ней. Родителям придется следить, чтобы чадо не откусывало большие куски, по завершении трапезы положило приборы на стол, задвинуло стул и поблагодарило взрослых.

Правила этикета за столом для школьников

В школьной столовой существуют собственные нормативы:

  • в нее идут спокойным шагом, а не бегут – такой подход снизит риск случайных столкновений и травм;
  • перед входом моют руки, без спешки проходят к своему месту и не толкают ровесников;
  • по помещению передвигаются спокойно, смотря под ноги;
  • на раздаче соблюдают очередность;
  • во время еды не общаются, правильно используют столовые приборы.

Ребенок не должен отрицательно высказываться о поданных блюдах, даже при отрицании некоторых из них. Завершив трапезу и отнеся грязную посуду, школьник благодарит работников столовой.

Застольный этикет для подростков

В подростковом периоде все нормативы изучены, дети умеют пользоваться столовыми приборами, знают, как правильно садиться и выходить из-за стола. Указанные особенности относятся к главным требованиям приличий. Специфические навыки включают умение использования:

Такие приборы не используются ежедневно, но должны быть в арсенале. Такой подход поможет детям избежать неприятных моментов в будущем и не оказаться неподготовленными при посещении «взрослых» заведений.

Правила этикета в кафе для детей

Общие нормативы соблюдаются вне зависимости от окружающей обстановки. Нарушение правил может привести к конфузам, особенно в общественных местах. На промахи детей взрослые закрывают глаза, но со временем недостойные действия могут перерасти в привычку, которую сложно перебороть в совершеннолетнем возрасте. Что входит в список запретов по этикету:

  • расчесывание за столом – для этого существует санузел;
  • попытка поправить на себе вещи – подтягивание колгот и пр.;
  • почесывание, громкое высмаркивание, ковыряние ранок;
  • громкие просьбы о посещении туалета, шум, смех, разговоры на повышенных тонах;
  • приход в общественное место с игрушками, особенно крупного размера;
  • пристальное разглядывание людей, сидящих за соседними столиками.

Общая цель правил поведения за столом – это приучение ребенка к социуму для дальнейшей взрослой жизни. Немного усилий и терпения позволят обучить его безупречным манерам. Все навыки и привычки закладываются в детстве, а нежелание заниматься с собственным чадом сыграет плохую шутку впоследствии. Хамское поведение – результат безразличия родителей, а не влияние окружения и друзей, недоработок ДОУ.