Занятия спортом приносят радость, но сопряжены с травматизмом, и преподаватель, обучая, доносит до учащихся правила поведения на уроке физкультуры. Ознакомление с ними проводится до начала занятий, уроки строятся с учетом возрастных и половых особенностей учеников.
Привить любовь к спорту, научить управлять собственным телом и получать удовольствие от его совершенствования без риска для здоровья – цель уроков физкультуры и обязанность учителя.
Основные правила поведения на уроке физкультуры
С помощью спорта дети и подростки приобретают здоровье, физически совершенствуются. Преподаватель помогает осваивать новые навыки, давая выход энергии, направляя в правильное русло.
В зависимости от места проведения занятий правила различаются. Каждый класс в соответствии с возрастом получает задания, выполнение которых контролируется учителем физкультуры. Общие правила поведения следующие:
- перед началом урока учащиеся знакомятся в правилами техники безопасности на уроке физкультуры;
- переодеваться следует в раздевалках в спортивную одежду;
- мешающие предметы, заколки, часы, украшения оставляют в раздевалке. Ценные вещи рекомендуется отдать на хранение учителю.
Ученики выполняют распоряжения учителя, заходят в зал и выходить из него, покидая школу для занятий на улице вместе с ним.
Правила поведения в спортивном зале на уроке физкультуры
Перед началом занятия преподаватель проверяет наличие и исправность инвентаря. Порядок во время урока поддерживается постоянным контролем учителя, упражнения изначально детально объясняются и показывается методика выполнения.
В спортзале проведение физкультуры регламентируется рядом правил:
- в процессе урока дети не отвлекают других учеников, мешать выполнению заданий;
- спортивные снаряды используются по назначению, не виснуть на дверях, баскетбольных кольцах и щитах;
- после использования инвентарь складывается на место и приводится в порядок. Бережное отношение к шведским стенкам, мячам, матам, баскетбольным щитам и канату – гарантия их долговременной исправности;
- при выполнении упражнений с мячом, при играх ученикам контролируется падение мяча для избегания травмирования других детей;
- корректное поведение учеников по отношению друг к другу, к учителю во время уроков в зале, при проведении спортивных игр и состязаний.
Урок физкультуры на улице
На улице проводятся занятия при соответствующей погоде, без осадков и сильных порывов ветра. Одежда соответствует погоде, не допуская переохлаждения или перегрева детей при выполнении упражнений.
После звонка, повещающего о начале урока, дети строятся в спортивном зале. Учитель выводит класс на улицу на спортивную площадку или на стадион. Порядок поведения и время контролируется учителем во время периода пребывания на улице. Упражнения на турнике и перекладинах, шведской стенке выполняются по указаниям и в присутствии тренера.
На уроке физкультуры – легкая атлетика
Бег и прыжки развивают координацию, равномерно развивая мускулатуру тела. Легкая атлетика проводится на улице на стадионе и в спортивном зале. Форма и обувь соответствуют месту проведения урока, не стесняют движений, обеспечивая дыхание кожи и защищать от переохлаждения и перегрева.
Правила безопасности на занятиях легкой атлетикой:
- При беге двигаются по выбранной дорожке, не мешая сзади бегущим.
- Обгон выполняют с правой стороны.
- Разминочный бег выполняется на крайней дорожке.
- Прыжки осуществляются после получения указаний учителя. Грабли для выравнивания песка кладутся зубьями вниз.
- Во время метания учащиеся располагаются на безопасном расстоянии от метающего, не пересекают зону метания, не поворачиваются спиной.
Безопасное проведение уроков физкультуры – основа гармоничного развития детей и укрепления здоровья. Учитель помогает осваивать новые упражнения, поддерживает интерес учащихся к физическим занятиям и здоровому образу жизни.