Формулы речевого этикета

Начало речи сопровождается вежливым традиционным приветствием. Именно выбор приветственных фраз задает ритм будущего разговора и его целесообразность. После банального начала ожидается переход к основной части разговора. Беседуя с оппонентом, важно придерживаться золотой середины – ясно и коротко выражать свои мысли. Какие формулы будут использованы в этой части разговора, во многом зависит от того, какие цели ставят перед собой собеседники. В заключительной же части беседы (в процессе прощания) правила речевого этикета обязывают обменяться стандартными прощальными словами или репликами, подчеркивающими важность и желанность следующей встречи («До свидания», «До скорого/До вечера»). Учитывая то, какие отношения связывают собеседников, официальный или нет тип ситуации объединяет их во время общения, используются определенные группы формул речевого этикета.Процесс любого общения строится на применении определенных правил, главной задачей которых является помощь в выражении вежливости, культурности, в придании речи окраса грамотности, лаконичности. Эту функцию выполняют различные формулы речевого этикета. Речь идет о так называемых заготовках, фразах, стандартных конструкциях, систематически употребляющихся во время общения. Использование типовых формул содействует выстраиванию этикетных ситуаций, связанных с различными факторами (психосоциального, возрастного характера) и коммуникативными сферами.


Формулы речевого этикета – основные группы

По словам лингвистов, основные формулы речевого этикета подразделяются на 3 большие группы, которые относятся к:

  • началу беседы/знакомства/приветствия;
  • основной части разговора;
  • завершающему этапу разговора.

Начало речи сопровождается вежливым традиционным приветствием. Именно выбор приветственных фраз задает ритм будущего разговора и его целесообразность. После банального начала ожидается переход к основной части разговора. Беседуя с оппонентом, важно придерживаться золотой середины – ясно и коротко выражать свои мысли. Какие формулы будут использованы в этой части разговора, во многом зависит от того, какие цели ставят перед собой собеседники. В заключительной же части беседы (в процессе прощания) правила речевого этикета обязывают обменяться стандартными прощальными словами или репликами, подчеркивающими важность и желанность следующей встречи («До свидания», «До скорого/До вечера»). Учитывая то, какие отношения связывают собеседников, официальный или нет тип ситуации объединяет их во время общения, используются определенные группы формул речевого этикета.


Формулы речевого этикета – приветствие

Завязывая разговор (приветствуя кого-либо, знакомясь с кем-то), мы используем формулы приветствия. Выбор определенных фраз зависит от целого ряда факторов: возраста собеседника, его пола, статуса, а также от ситуации. Жесткого регламента в отношении того, какие приветственные фразы следует использовать во время знакомства или встречи, нет. Речевой этикет предлагает широкий выбор примеров. Допустимо акцентировать внимание на эмоциональной стороне «Привет, я так рад встрече!», пожелать доброго утра/дня/вечера или ограничиться дежурным и эмоционально нейтральным «Здравствуйте!». В любом случае использование в приветственной речи тех или иных фраз не должно диссонировать с ситуацией (недопустимо в полдень желать доброго утра) и социальным статусом собеседника (некорректно приветствовать учителя/директора фразой «Привет!»). Важно также в этот момент использовать верную форму обращения.


Формулы обращения в речевом этикете

Применение формул обращения может происходить во время любого этапа общения, как на начальном, так и на основном или заключительном. Всего в русской речи их существует 3: безличное обращение, а также формы «вы» и «ты».

Русский этикет рекомендует при выборе формулы обращения учитывать:

  • то, насколько близки собеседники (не знают друг друга, плохо знакомы, являются хорошими приятелями);
  • тип ситуации (в какой обстановке проводится беседа – официальной, полуофициальной, неофициальной);
  • характеристику говорящего, адресата (учитываются пол, возраст, статус лиц);
  • отношение к оппоненту (фамильярное, почтительное, нейтрально-вежливое).

Оценив каждый фактор, можно выстраивать линию разговора с применением уместных для данного случая формул обращения.

Официальная обстановка, обращение к незнакомому или уважаемому человеку предполагает использование вежливого «вы» и называние человека по имени/отчеству. Ты-форма применяется по отношению к близким людям/приятелям (супругам, детям, друзьям).

Нередко, когда возникает необходимость обратиться к незнакомому человеку (прохожему, например), некоторые слова опускаются, и инициатор разговора использует заготовки, не называя собеседника («Простите…», «Не подскажете», «Позвольте узнать…», «Не могли бы вы помочь…», «Будьте добры, скажите…»). В этом случае важно не выйти за границы дозволенного, не допустить дерзости, фамильярности. Категорически запрещено окрикивать человека фразами «Эй…», «Слышь, подскажи, как пройти…» и прочими. Это не только неэтикетно, но и грубо. Важно проявлять вежливость в любой ситуации и руководствоваться элементарными правилами приличия.

Помимо основных формул обращения, указанных выше, используются различные варианты:

  • специфических обращений (когда употребляются прямые слова-обращения, относящиеся непосредственно к конкретному лицу/лицам);
  • именных обращений.

Важно заметить, что этикет общения во втором случае допускает произносить имя и отчество человека путем использования укороченной формы (Мария Ивановна – МарьИванна, Федор Семёнович – ФедСемёныч), чем с удовольствием пользуются молодые люди. В исключительных случаях допускается называние только фамилии при обращении к конкретному лицу (в армии, школе, в больницах).

Правила речевого этикета также не запрещают называть собеседников, указывая на их должность, но используются такие формулы весьма ограниченно. Все-таки они более характерны для европейцев, которые при любом удобном случае делают акцент на профессиональном статусе человека.


Формулы речевого этикета – просьба

Просить оппонента о чем-то можно по-разному. Формулы русского речевого этикета, выражающие просьбу, весьма разнообразны. Так, подвести разговор к нужному знаменателю можно путем использования различных приемов:    этикетного предварения («Вы, наверное, очень заняты, но позвольте попросить...»); мотивировки просьбы («Лишь вы в силах мне помочь»); основной части («Вас не затруднит…?», «Окажите любезность…», «Простите, не могли бы вы…»).Речевым действием, побуждающим человека к выполнению определенных задач, является просьба. Во время обращения с просьбой необходимо проявить максимальную деликатность и вежливость, но не допустить чрезмерного заискивания. Просьба может быть выражена в форме:

  • приказа;
  • требования;
  • совета;
  • рекомендации;
  • мольбы;
  • прощения;
  • заявления;
  • прошения/петиции.

Просить оппонента о чем-то можно по-разному. Формулы русского речевого этикета, выражающие просьбу, весьма разнообразны. Так, подвести разговор к нужному знаменателю можно путем использования различных приемов:

  • этикетного предварения («Вы, наверное, очень заняты, но позвольте попросить...»);
  • мотивировки просьбы («Лишь вы в силах мне помочь»);
  • основной части («Вас не затруднит…?», «Окажите любезность…», «Простите, не могли бы вы…»).

Что касается характера просьбы, она может быть разной степени вежливости:

  • категоричной;
  • нейтральной;
  • вежливой;
  • сверхвежливой.

И если первый тип используется в исключительных случаях, то формулы просьбы, ставящие перед собой цель в максимально вежливой и уважительной форме привлечь внимание адресата и побудить его к выполнению важной задачи, являются универсальными и рекомендуемыми. Важно не только уметь применять нужную формулу просьбы с учетом всех обстоятельств, но и не забывать об употреблении этикетных и вежливых слов.


Формулы речевого этикета – извинение

В русской речи важная роль отводится извинениям, словесным искуплениям проступков. Формулу «Извините» или «Простите» (иногда с добавлением вежливого «Пожалуйста») используют в случае совершения небольшого проступка (наступил на ногу, непреднамеренно толкнул). Вина большего масштаба требует от человека употребление исключительно формулы «Простите» и ее производных. Здесь уместно не только признать свою вину, но и объясниться, за какой именно проступок приносятся извинения («Прошу прощения за поздний визит»). Формулы извинения применяют не только в случае искупления вины, но и во время обращения к кому-либо («Извините, не подскажете, где находится…», «Простите, не могли бы вы пройти немного вперед?»). Выбор стилистических способов извинения огромен. Главное – учитывать окружающие обстоятельства и стараться быть предельно вежливым с адресатом.


Примеры формул речевого этикета

Чтобы иметь более ясное представление о том, в каких случаях следует применять те или иные формулы речевого этикета, рассмотрим ситуацию на жизненном примере.

Турист, желающий найти художественную галерею, решает обратиться к помощи прохожих. Главная задача человека в таком случае будет заключаться в четком изложении просьбы путем использования деликатной и утвердительной формы («Подскажите, пожалуйста…», «Будьте любезны, скажите, как пройти…»). Важно помнить о том, что употребление разных формул позволяет с различной степенью отдачи добиваться отзыва со стороны адресата. Чтобы вызвать у человека желание помочь, необходимо озвучивать просьбу вежливо и доступно.

Еще один пример корректного использования формулы речевого этикета, на этот раз связанной с отказом: «Простите, ничем не могу помочь». Этикет всегда делает акцент на вежливости, поэтому односложные ответы (даже в случае категорического отказа) давать не принято. Представители многих культур стараются избегать прямых отказов, предпочитая заменять их общепринятыми речевыми формулами. Ими рекомендовано пользоваться не только при ведении деловых переговоров, но и в обыденной жизни. Считается, что даже тот, к кому обращаются с просьбой, должен этикетно и деликатно отвечать оппоненту, каким бы ни был его ответ (положительным или отрицательным). Применение формул вежливости является главной чертой культурного человека.

Используя определенные формулы русского речевого этикета, человек демонстрирует степень культурности и образованности, отношение к окружающим людям, ситуациям. Способности грамотно и вовремя подбирать нужные фразы можно научиться. Это небыстрый процесс, опыт приходит со временем. Но если нет уверенности в том, что формулы речевого этикета подобраны правильно, рекомендуется обратиться к помощи общепринятых и часто используемых универсальных фраз, которые всегда будут гарантировать успех. В 21 веке грамотность, образованность, культурность, вежливость являются способом жизни. Поэтому так важно придерживаться общепринятых правил поведения и соблюдать культуру речи не только в присутствии незнакомцев, но и во время общения с самыми близкими людьми. Невозможно представить, что, например, британская королева Елизавета II или кто-либо из царской династии ведет себя как-то иначе в стенах собственного дома, без пристального внимания любопытных глаз. Вполне логично, что культура поведения соблюдается ими и в закулисной жизни. Важно помнить, что каждодневная практика (работа над собой, наблюдение за речевым поведением людей) позволит превратить это занятие в привычку, и основные формулы речевого этикета, которыми рекомендуется пользоваться в повседневной жизни, будут усвоены на ура.