В цивилизованном обществе существуют определенные стандарты поведения, сформированные с течением времени. Следование поведенческим нормам показывает уровень воспитанности и образованности человека, повышает его авторитет и формирует положительное впечатление в глазах собеседника.

Это понятие включает в себя вежливость, умение красиво говорить и одеваться, а также навык правильного поведения в обществе. Все виды этикета имеют свои особенности, но строятся на уважении, терпении, культуре.

Следование поведенческим нормам показывает уровень воспитанности и образованности человека, повышает его авторитет и формирует положительное впечатление в глазах собеседника. Это понятие включает в себя вежливость, умение красиво говорить и одеваться, а также навык правильного поведения в обществе. Все виды этикета имеют свои особенности, но строятся на уважении, терпении, культуре.

Виды речевого этикета

Культура разговора включает в себя способность свободно говорить без лексических, фонетических и стилистических ошибок и слов-паразитов, грамотно излагать свои мысли. Общение на основе речевого этикета имеет несколько принципов:

  • вежливая, доброжелательная интонация;
  • отсутствие нецензурной брани, просторечных выражений;
  • четкое произношение слов (никаких "Пасиба" вместо "Спасибо") и правильное ударение;
  • способность вести диалог, не превращая его в монолог и не перебивая собеседника;
  • уместное использование в речи фразеологических и иных оборотов, соответствующих тематике разговора.

Виды делового этикета

Правила приличия для должностных лиц при выполнении служебных обязанностей, в том числе во время официальных событий, включают в себя общую культуру, а также строгое соблюдение протокола мероприятия, четкое соответствие одежды дресс-коду либо деловому стилю, когда не оговаривалось иное.

Навыки делового общения - это целая наука, познаваемая человеком самостоятельно во время участия в публичных мероприятиях; должностные лица во время начала свей карьеры также могут быть направлены на специализированные курсы по данной тематике.

Виды деловой переписки

Использование в письменной речи официально-делового стиля, корректное общение, обращение к собеседнику исключительно на "Вы" и по полному имени, вежливость, уважение и тактичность, особенно при решении спорных ситуаций, - основные моменты деловой переписки.

Область применения таких знаний: при составлении обращений граждан, запросов и ответов на них. Категорически недопустимы фамильярный и пренебрежительный тон, ирония, оскорбления, переход на личности.

Столовый этикет

Свод правил, которым необходимо подчиняться во время трапезы вне зависимости от места - дома или в ресторане:

  • умелое и уверенное использование столовых приборов;
  • табу на беседу с набитым ртом;
  • чавкать и прихлебывать за столом недопустимо;
  • запрещена критика предложенных блюд, даже если они не пришлись по вкусу;
  • выбор темы для беседы во время принятия пищи должен быть ориентирован на всех сидящих за столом; следует избегать "острых" тем, которые могут вызвать негативную реакцию и спор.

Праздничный этикет

Это нормы поведения на различных мероприятиях, в общественных местах, к примеру, в театре, на концерте. Опоздания не приемлемы, разве что под воздействием форс-мажорных обстоятельств. Важен правильный выбор гардероба: неуместны мини для похода на выставку или пышное платье на семейном торжестве в узком кругу.

Доброжелательность и учтивость по отношению к остальным посетителям обязательны. Во время концерта не принято употреблять напитки или продукты, в отличие от кино.

Религиозный этикет

Основан на правилах посещения храма, мечети и пр. в зависимости от вероисповедания; действует во время экскурсий в святые места, в том числе относящиеся к иной религии.

Повседневный этикет

Наиболее обширная область поведенческих условий, которыми культурный человек руководствуется в обычной жизни. Основные моменты известны каждому: уступать место в общественном транспорте, здороваться и прощаться, не позволять себе переходить на крик в общественном месте. Считается неприличным приходить в гости без предупреждения.

Этикет современной молодежи отличается от правил поведения, принятых между взрослыми людьми. Подростки и молодые люди стремятся подчеркнуть свою индивидуальность, при этом для них важно быть не хуже, чем сверстники.

Выделяют 3 типа общения с незнакомыми людьми:

  • безличное;
  • официальное;
  • неофициальное.

Виды служебного этикета

Представляет собой умение взаимодействовать в рабочей обстановке и делится на три небольших группы: общение с подчиненными, с коллегами и с партнерами. Внешний вид служащих имеет решающее значение.

Даже если в компании нет строгого дресс-кода, нельзя находиться на рабочем месте в короткой юбке или шортах. Само собой, что одежда и обувь должны быть чистыми. а внешний вид - опрятным.

Свадебный этикет

Касается как самих молодоженов, так и гостей. Неприлично интересоваться стоимостью торжества и сколько подарили денег, сроками ожидания пополнения в семье, а также вспоминать добрачные случаи из жизни пары, если это может обидеть или оскорбить их чувства; табу накладывается и на тему первой брачной ночи.

Сегодня на свадьбу принято делать финансовые подарки (подаренную другими гостями сумму уточнять крайне неприлично), поэтому при желании подарить пылесос или утюг желательно проконсультироваться с самими молодыми во избежание неловкой ситуации.

Воинский этикет

Узкоспециальный тип взаимоотношений между людьми, который используется в Вооруженных Силах и основан на армейском уставе. Безупречность внешнего вида военных, краткость и четкость повествования - основа военного этикета.

Придворный этикет

Эти правила неукоснительно соблюдаются в странах с монархической формой правления и являются одними из самых строгих. Они сформированы многолетней историей, но трансформируется с течением времени, подстраиваясь под современность.

Скромность в одежде, запрет прикасаться к членам королевской семьи, если они первыми не протягивают руку, подчеркнутая вежливость в общении - вот несколько принципов поведения при дворе.

Виды этикета для детей

Детский возраст - не повод пренебрегать элементарными правилами приличия. Умение вести себя на людях с младенчества станет прекрасной основой культурных навыков в более позднем возрасте. Начинать следует с малого: не показывать пальцем, уважать старших, беречь животных и знать элементарные "волшебные" слова - это тот минимум, который ребенок должен освоить еще в дошкольном возрасте.

Обычно освоение такого этикета для детей не является затруднительным, особенно если перед глазами положительный пример родителей.

Этикет телефонного разговора

Использование телефона, особенно мобильного, значительно упрощает жизнь современного человека. Но и здесь есть важные нюансы, на которые стоит обратить внимание во время телефонной беседы: поднятие трубки не позднее четвертого гудка покажет собеседнику, насколько он важен; недопустимо отвлекаться на посторонние дела, не положив трубку.

Разговор заканчивает инициатор разговора; он же должен перезвонить при внезапном обрыве соединения.

По этикету деловой телефонный звонок можно совершать только в часы трудового дня. В экстренных ситуациях можно побеспокоить абонента до 10 вечера, но не позднее.

Этикет электронной почты

Общение с помощью электронных писем предполагает обязательное указание темы письма (для этого интерфейсом электронного почтового ящика предусмотрено специальное поле); здесь действуют нормы деловой переписки.

Заканчивать электронное письмо принято фразой: "С уважением", далее указываются Ф.И.О. и должность (если письмо касается работы).

Виды современного этикета

Воспитанный человек уважает себя и общество (как в целом, так и каждого его члена). Сегодня поведение должно быть основано на гуманном отношении к окружающим, эстетике (ковыряться в носу в общественном месте некрасиво), целесообразности собственных действий (сначала выпускаем выходящих из помещения, затем проходим внутрь) и следовании народным традициям (здороваться в магазине и благодарить за оказанную услугу - норма).

Освоение основных принципов современного этикета не вызывает затруднений, когда человек воспринимает окружающих равными себе и относится к ним так, какое отношение желает получить к себе.

Знать правила - не значит быть культурным человеком. Правильное применение знаний на практике, умение на автомате использовать их и избегать конфликтных ситуаций - залог того, что вы оставите о себе приятное впечатление, что положительно кажется на вашем имидже.