Этикет и имидж деловых людей основывается на культуре и воспитании. Игнорирование правил или незнание элементарных требований плохо отражается на общении и наносит серьезный ущерб отношениям между бизнесменами.
Этикет в деловом общении
Определенные правила поведения, отвечающие за регулирование поведения в общественном месте, манер, внешнего вида, общения с окружающими, известны под названием «этикет». Специалисты подразделяют его на неофициальную и официальную форму.
В деловом общении придерживаются двух основных принципов:
- Равноправия полов – на рабочем месте нет деления на мужской и женский пол, существуют различия по статусу. Женщина – бизнесмен не только самостоятельно открывает двери, но и должна пропускать вперед людей, вне зависимости от половой принадлежности.
- Уместности – к каждому случаю побирается определенная одежда. Деловой ужин не приемлет вечерних платьев или иных нарядов – в противном случае собеседник может решить, что у женщины личная заинтересованность, что сведет переговоры к нулю.
При равных условиях даже незнакомые люди проще воспринимают оппонента – важную роль играет возникшее с первого взгляда отношение. Привлекательность не важна – благоприятный имидж создается совершенно по другим параметрам.
Имидж в деловом общении
Репутация бизнесмена складывается из мнения окружающих, возникшей при личном контакте. Специалисты выделяют следующие особенности имиджа:
- динамичность – он должен изменяться вместе с человеком;
- пластичность – смена тех или иных приоритетов происходит в соответствии с экономическими, социальными и психологическими условиями;
- формирование образа должно быть максимально правдоподобным – наигранность оттолкнет партнеров, вызовет подсознательное отрицание.
Под имиджем подразумевается хорошо продуманный образ деловых людей, в котором есть индивидуальность, способность к воздействию на окружающих, умение убеждать нужных лиц в принятии положительного для компании решения.
Роль делового этикета в формировании имиджа личности
Одной из составляющих привлекательного имиджа считают модель поведения, с идеальным знанием этикета и выполнением его правил.
Грубость, неумение вести себя в обществе или нелепые притязания на принадлежность к высшему обществу со стороны российских предпринимателей у иностранных бизнесменов вызывает улыбку. Недостаточно одеться в самый дорогой костюм – его нужно правильно подобрать, в соответствии с намеченной встречей.
Панибратство, проскальзывающее со всех сторон «хорошее» образование в бесплатном государственном учреждении, высокомерность или откровенное лизоблюдство – основные ошибки на переговорах с зарубежными партнерами. Однажды созданный имидж полуграмотного дикаря надолго испортит отношение потенциальных партнеров к бизнесу, а в худшем случае внесет его в негласный черный список.
Для потомственных бизнесменов поведение регулируется правилами этикета, в которые входит:
- точное выполнение взятых на себя обязательств;
- пунктуальность;
- постоянная связь – нельзя отключить телефон и уйти на выходные, мир бизнеса подобных слабостей не терпит;
- ответственность за свою часть договора – любое промедление может стать для партнерства роковым.
Технология самопрезентации
Восприятие человека с первого взгляда или после непродолжительного общения подразделяется:
- на личностное отношение – возникновение симпатии, привязанности, любви;
- на социальное – уровень популярности, авторитетности, доверия.
Самопрезентация – это создание определенного для окружающих образа, который будет положительно воспринят оппонентом. Для вхождения в психическое пространство собеседника нужно:
- привлечь внимание к собственной персоне;
- вызвать определенный интерес;
- простимулировать ответную реакцию.
В понятие самопрезентации входит умение правильно подать себя, заострить интерес аудитории на определенных качествах. Подобное поведение можно наблюдать у менеджеров: неумение утвердится в качестве лидера в трудовом коллективе или завоевать личный авторитет приводит к неудачам, невозможности управлять и правильно общаться провоцирует игнорирование со стороны сотрудников.
Обаятельная личность, обладающая даром убеждения, скорее заключит договор между компаниями, чем человек, от которого веет безразличием. На данном утверждении основывается коммуникация в маркетинге: презентация, продвижение и продажа товаров.
Имидж и этикет современного делового человека
Образ делового человека неразрывно связан с правилами поведения. Заслужить хорошую репутацию в деловых кругах достаточно сложно, а разрушить ее можно одной ошибкой:
- проигнорировав телефонный звонок или письмо;
- не отправив факс, который ждет партнер и пр.
Культурная речь, правильно подобранная одежда и прическа, интерьер офиса входят в список привлекательного для партнеров имиджа. Человеку с дурным вкусом, грубостью и низким интеллектуальным уровнем не стоит рассчитывать на серьезное отношение со стороны других бизнесменов.
Кодекс хороших манер во всех странах мира включает определенные правила:
- естественное поведение;
- вежливое отношение ко всем сотрудникам предприятия;
- чувство собственного достоинства;
- тактичность.
Попытки завязать дружескую беседу, опоздание на несколько минут, нарушения в одежде (вечернее платье на деловой встрече или костюм на вечеринке без строго дресс-кода), множество нелепых украшений создают впечатление о недалеком, малограмотном человеке, с которым не стоит иметь дел. Эгоизм, зацикленность на собственной личности, постоянные попытки уничтожить бизнес конкурентов оттолкнут и испортят репутацию, не дадут выйти на ожидаемый уровень.
Правильно созданный образ преуспевающего предпринимателя позволит получить желанные контракты, расширит сферу деятельности предприятия – с регионального на общегосударственный уровень. Продуманное поведение, отсутствие излишней самоуверенности и проскальзывающей мании величия поможет не только в сфере продаж, но и в политической деятельности.