Содержание: [Показать]

Чтобы понять, вежлив ли человек и умеет ли общаться, нужно оценить речевой этикет, который является важным элементом культуры каждой нации. Правила и нормы общения регулируют поведение людей в соответствии с требованиями социума. Всегда взаимосвязаны вежливость и речевой этикет, поскольку нельзя сказать, что человек вежлив, если он общается грубо с использованием ненормативной лексики.

Речевой этикет и вежливость

Вежливость, согласно словарю по этике, – моральное качество человека, основанное на уважении к окружающим. В то же время, это и деликатность, такт, а также доброжелательность и отзывчивость. Вежливый человек никогда не проигнорируют просьбу о помощи.

Вежливость и речевой этикет – взаимосвязанные понятия. Человек нуждается в одобрении окружающих, а иногда и в помощи. Это нашло отражение и в языке. Человек, когда здоровается, извиняется, спрашивает о здоровье и делах собеседника, проявляется внимание и старается оказать помощь и поддержку.

Вежливость и речевой этикет – взаимосвязанные понятия. Человек нуждается в одобрении окружающих, а иногда и в помощи. Это нашло отражение и в языке. Человек, когда здоровается, извиняется, спрашивает о здоровье и делах собеседника, проявляется внимание и старается оказать помощь и поддержку.

По этой причине речь вежливого человека всегда построена на доброжелательстве:

  • здравствуйте – пожелание здоровья;
  • благодарю – благо дарю за какую-либо услугу;
  • спасибо – спаси бог.

Таким образом, вежливость – форма проявления уважения, которая выражается в правилах речевого этикета.

Взаимодействие речевого и поведенческого этикета

О том, что взаимосвязаны вежливость и речевой этикет известно уже очень давно. Не может вежливый человек быть грубым и употреблять в своей речи ненормативную лексику. Если соблюдаются требования этикета, но при этом нарушаются этические нормы, то это является лицемерием.

В том случае, если человек придерживается этических норм, но нарушает правила вежливого поведения, то он не может произвести положительное впечатление на окружающих. Возникают сомнения в его этических качествах.

В устном общении следует придерживаться таких правил:

  • необходимо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику;
  • нельзя выражать пренебрежение, наносить обиды и оскорбления;
  • рекомендуется избегать прямых отрицательных оценок личности собеседника;
  • недопустимо употреблять грубые и бранные слова, а также допускать пренебрежительного тона;
  • нужно проявлять скромность, не навязывать другим своего мнения и ценностей.

Главное – сделать центром внимания собеседника, проявлять к нему уважение, интересоваться мнением и проблемами. Только в этом случае диалог будет построен правильно.

Если хотя бы одно правило поведения нарушается, человек производить плохое впечатление, что отрицательно сказывается на его репутации.

Чтобы прослыть вежливым человеком, необходимо соблюдать нормы этики и речевой этикет. Такие понятия взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга.

Вежливость – это доброжелательность, проявление сострадания и такта. Грубая речь, высокомерие и пренебрежительное отношение к окружающим – прямые нарушения культуры речи, которые негативно сказываются на репутации человека.