Пословицы о речевом этикете и изменения последних лет
По утверждениям ученых, именно способность к речи, называемая второй сигнальной системой, отличает человека от животных. Умение говорить и передавать свои мысли, ощущения с помощью слов тесно связано с самосознанием и считается главным признаком разума. Выбор слов, стиля речи трансформируется с течением времени, одновременно завися и влияя на эпоху и характеры людей. Но многие пословицы о нюансах речевого этикета актуальны и сегодня, поскольку запечатлены как универсальная народная мудрость, полезная в любом веке.
Изменения в речевом этикете последних лет
В каждом языке существуют особые формулы, называемые также речевыми кодами. Они помогают обращаться друг к другу, вести коммуникацию на любом уровне — от семейного до делового, а также на уровне монолога, направленное на большое количество слушателей. Изменения в речевом этикете отражают общественные процессы, психологическую трансформацию, культурные нюансы. Изменения, которые наблюдаются в речевом этикете в последнее время:
- Наблюдается тенденция к упрощению словесных формул, использованию разговорных слов и выражений даже в литературе, на радио и телевидении. Считается, что таким образом оказывает влияние массовая доступность интернета и других средств коммуникации.
- Эта же особенность затронула бизнес-общение. Например, раньше было недопустимо, чтобы вышестоящее руководство называли по имени, сейчас некоторые либеральные владельцы компаний позволяют даже использовать обращение «ты». Считается, что тенденция пришла к нам из западного мира.
- Грамотность становится признаком действительно уважающего себя и воспитанного человека. Эксперты отмечают падение уровня культуры речи с этой точки зрения, ошибки допускают даже образованные люди. Грамотность позволит выделиться именно с точки зрения высокого уровня понимания речевого этикета.
- Если в начале двухтысячных наблюдалась мода на англицизмы и заимствования, то сейчас бездумное использование иностранных слов в своей речи уже относится к дурному тону. Это не относится к специфическим терминам: сказать «фронт-энд» разработка — можно, потому что это профессиональный язык, а вместо «коворкинга» лучше использовать «совместную работу».
Этикет меняется, подстраиваясь под психологию. Эксперты советуют учитывать не только общие правила, но и особенности аудитории: например, люди пожилого возраста могут быть более консервативны, чем молодежь. Универсальные правила — это грамотность, уважительное отношение к собеседнику.
Народные пословицы о речевом этикете 30 пословиц
Люди во все времена понимали, что общение и правильное использование речи — ключ к жизненному успеху. Сохранились универсальные поговорки, которые можно «держать в уме» и по сей день:
- В многословии не без пустословия — призыв к лаконичности.
- Сперва подумай, а там и скажи — замечание об аккуратном использовании речи, ведь словами легко обидеть человека.
- Доброе молчание - чем не ответ? — иногда лучше промолчать.
- Говорить не думая, что стрелять не целясь — словом можно причинить боль, но и добиться своего.
- Жить в соседах, быть в беседах — человек не может отделять себя от общества.
- Сердечное слово до сердца доходит — умение говорить поможет в личной жизни.
- Красную речь красиво и слушать — с грамотным человеком приятнее общаться.
- Хорошее слово – половина дела — о мотивации с помощью речи.
- В добрый час молвить, а в дурной – промолчать — каждая фраза должна быть уместной.
- От учтивых слов язык не отсохнет — вежливость всегда пригодится.
- На ласковое слово не сдавайся, на противное - не обижайся — предостерегает от излишнего проявления эмоций.
- Недоброе слово, что огонь жжёт — нужно быть аккуратней, чтобы не обижать людей.
- В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой - и свой потерять — нужно правильно выбирать себе собеседников.
- Звон не молитва, крик не беседа — нельзя заменять аргументы в споре криком и другими манипуляциями.
- Красно поле пшеном, а речь - слушанием — нужно уметь слушать и слышать собеседников.
- За худую привычку и умного дураком обзывают — легко можно испортить о себе впечатление неграмотной речью или неопрятным видом.
- В людях Илья, а дома свинья — нужно общаться дома не менее аккуратно, чем в обществе.
- В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив — об уважении к хозяевам в гостях.
- На добрый привет, добрый и ответ — о взаимоприятной коммуникации.
- Не спеши языком, торопись делом — нельзя заменять работу обсуждениями и совещаниями.
- Блюди хлеб на обед и слово на ответ — нельзя быть безответным, умей постоять за себя.
- Бранись, бранись, да на мир слово оставляй — не «сжигай мостов».
- Дома, как хочу, а в людях, как велят — в обществе необходимо придерживаться единых правил.
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами — не стоит ругать еду или порядки в гостях.
- Не мудрён привет, а сердца покоряет — вежливость помогает в жизни.
- Когда больше двух, говорят вслух — неприлично шептаться в обществе.
- Доброе молчание лучше худого ворчания — нужно сдерживать негативные эмоции.
- Всё мы говорим, да не всё по-говореному выходит — описания проектов могут отличаться от реализации.
- Не любо – не слушай, а врать не мешай — каждый имеет право высказаться.
- Напои, накорми, а после расспроси — сначала надо проявить уважение к человеку, а потом задавать вопросы.
Речевой этикет тесно связан с культурной парадигмой, может меняться со временем. Некоторые тенденции необходимо постоянно отслеживать людям, которые связаны с этим вопросом профессионально. Однако древние поговорки могут считаться более или менее универсальными, поскольку отражают общечеловеческие ценности, касающиеся речевого этикета.