Содержание: [Показать]

Профессиональный этикет имеет особенное значение в работе психолога, поскольку специалист не просто общается с человеком, а помогает решать проблемы. Психолог устанавливает контакт с пациентом, завоевывает доверие и подсказывает, как обрести гармонию. Выполнять профессиональные задачи будет крайне сложно, если не соблюдать этикет.

Этикет в работе психолога

Существуют общие нормы и правила этикета, которые должны выполняться каждым психологом, чтобы клиент, который платит деньги, ушел из кабинета с положительным результатом. Обсуждать вопросы оплаты сеансов нужно до начала лечения пациента. До начала сеансов также необходимо обговорить всю систему взаимодействий, включая конфиденциальность.

Профессиональный этикет имеет особенное значение в работе психолога, поскольку специалист не просто общается с человеком, а помогает решать проблемы. Психолог устанавливает контакт с пациентом, завоевывает доверие и подсказывает, как обрести гармонию. Выполнять профессиональные задачи будет крайне сложно, если не соблюдать этикет.

Психолог должен получить от клиента четкое согласие на проведение профессионального лечения. Если сам пациент не может дать подобного разрешения, специалист получает его у людей, которые несут ответственность за пациента.

Психолог не бросает своих клиентов, если не может продолжать деятельность. Он прекращает работу с клиентом, если последний больше не нуждается в лечении или же если терапия не приносит желаемого результата. Перед окончанием взаимодействия психолог определяет состояние пациента и готовит его к прекращению лечения либо к передаче в руки коллегам.

Конфиденциальность

Психолог обязан охранять права на сохранение личных данных в тайне. Специалист имеет право раскрыть конфиденциальную информацию только в рамках, установленных законодательством. Также ему разрешено пользоваться сведениями, если его деятельность направлена на защиту пациента. Во время консультирования с коллегами психолог не должен давать им такую информацию, с помощью которой можно будет установить личность клиента.

Специалист должен заранее позаботиться о защите данных, если он больше не сможет выполнять свои обязанности по состоянию здоровья или по другим причинам. Также он должен обеспечить защиту полученной информации от кражи.

Компетентность

Психолог ведет деятельность только в рамках собственной компетенции, которая определяется образованием, курсами повышения квалификации и профессиональным опытом. Специалист может применять новые методики в лечении только после обширного изучения их особенностей, консультаций с практикующими психологами и обучения. Принимая определенное решение по поводу работы с клиентом, психолог учитывает свой опыт и квалификацию. В работе специалист использует понятные для собеседника слова, избегая сложных терминов.

Ответственность

Психолог уважает права людей на собственные моральные ценности и жизненные установки. Он избегает дискриминации по какому-либо признаку: национальному, возрастному и другим. Специалист не имеет права на поведение, которое оскорбляет и унижает клиента. Психолог внимательно относится к собственным проблемам, которые могут отразиться на профессиональной деятельности. Он старается работать в той сфере, в которой его личные сложности не нанесут вреда пациентам. Психолог трезво оценивает появление новых проблем и тогда обращается за консультацией к коллегам. На время лечения профессиональная деятельность останавливается. Специалист обязан делать все возможное, чтобы лечение не повлекло негативных последствий.

Психолог не должен принимать подарки и презенты от клиентов, поскольку это может быть рычагом манипуляций. В результате возможно возникновение конфликтов. Специалист может стать участником бартера только тогда, когда это не касается его работы.

Особенности делового этикета педагога-психолога

Этикет педагога-психолога в России находится на стадии формирования, но уже имеет серьезные принципы. Психолог, работающий с детьми, должен защищать их права и интересы. Специалист находится на стороне ребенка в любом случае и держит позицию в присутствии других людей, даже родителей. Психолог принимает и любит детей, хорошо знает профессиональные обязанности и обладает соответствующей квалификацией для ведения деятельности.

Специалист охраняет все сведения, полученные в ходе работы. Он не должен допустить, чтобы информация попала в полном виде к родителям или преподавателям. Делясь какими-либо сведениями о ребенке, педагог-психолог следит, чтобы эти знания не были использованы во вред. Если он имеет дело с подростками, то сначала должен получить у них согласие на сообщение информации другим лицам и оповестить ребенка, что именно будет рассказано.

Психолог соглашается только с теми требованиями руководства, которые не противоречат профессиональной этике. Он не принимает участия в мероприятиях, нарушающих права ребенка, и сообщает о подобных вещах руководству.

Психолог ведет спокойную доверительную беседу, не разговаривает слишком громко и не проявляет эмоций. Беседа не должна создавать дополнительного стресса для ребенка. С детьми младшего возраста общение проходит в игровой форме, безо всякого намека на принуждение. Психолог должен заинтересовать учащегося, чтобы тот сам хотел сотрудничать. Как только появится намек на усталость пациента, беседа завершается.

Дресс-код психолога

Внешний вид психолога не должен отвлекать человека от его главной цели – решения собственных проблем. Специалисту не стоит надевать яркую одежду, поскольку такой гардероб может говорить о наличии у него самого психологических сложностей. Психолог должен быть облачен в одежду пастельных тонов, которая подобрана со вкусом. Приветствуется гармоничный, опрятный и аккуратный образ. Не стоит надевать униформу, которая похожа на медицинскую. Слишком строгий наряд, например, черный костюм с белой блузкой, также не подходит. Психологу не рекомендуется носить массивные украшения, которые отвлекают на себя внимание, и пользоваться навязчивыми запахами духов.

Психолог, соблюдающий принципы профессионального этикета, сможет оказать максимальную помощь пациенту.