Содержание: [Показать]

Нормы делового этикета являются важной составляющей в бизнес-сфере. Игнорировать их нельзя, поскольку это может поставить крест не только на бизнес-репутации, но и навечно исключить индивида или целую организацию из конкурентной борьбы, связанной с организацией и ведением дел в бизнесе.  В настоящее время организации много внимания уделяют таким понятиям, как деловой этикет и деловая культура, ведь именно они определяют нормы поведения участников бизнеса в общественных местах. В деловой среде огромное значение придается внешности человека и речевому этикету, которые считаются признаками представительности, решительности, уверенности в своих силах. Вот почему так важно следовать правилам, определяющим поведение при установлении контактов (как служебных, так и деловых). Причем то, насколько продуктивными и гармоничными будут отношения с бизнес-партнерами, напрямую зависит от уровня внутренней культуры самой организации.


Основные нормы делового этикета

Нормы делового этикета являются важной составляющей в бизнес-сфере. Игнорировать их нельзя, поскольку это может поставить крест не только на бизнес-репутации, но и навечно исключить индивида или целую организацию из конкурентной борьбы, связанной с организацией и ведением дел в бизнесе. Вот почему так важно следовать правилам, определяющим поведение при установлении контактов (как служебных, так и деловых). Причем то, насколько продуктивными и гармоничными будут отношения с бизнес-партнерами, напрямую зависит от уровня внутренней культуры самой организации.Каждое важное начинание, построение доверительных отношений с бизнес-партнерами следует предпринимать, руководствуясь принципами здравого смысла. Суть состоит в принятии верных решений независимо от сложности ситуации благодаря применению умственных способностей и умению мыслить аналитически. Здравомыслящий человек всегда старается ставить разумные цели, достигать нужного результата, опираясь на собственный жизненный опыт и подсказки, которые подает сознание.

Каждый человек имеет определенную свободу действий. Но важно понимать, что злоупотреблять этой возможностью недопустимо, поскольку свобода одного человека должна заканчиваться там, где ограничивается свобода других граждан. Решая поставленные задачи, особенно в сфере бизнеса, необходимо соблюдать общепринятые нормы и правила в зависимости от ситуации. Личная же свобода дана для того, чтобы искать нестандартные и сильные решения, а также для формирования своего мнения.

Бизнес и этичность – понятия неразделимые. Любая компания дорожит деловой репутацией, которая отражает моральные установки ее главы, менеджмента и людей, работающих в команде. Только благодаря этичности (соблюдению правил и договоренностей, главная цель которых заключается в заботе о людях, их чувствах и интересов) в бизнесе можно построить долгосрочные и доверительные отношения с партнерами.

Огромное значение в такой сфере, как бизнес, имеет понятие личное удобство. Суть его заключается в предоставлении каждому участнику делового общения права выбора той линии поведения, которая не будет сковывать его действия. Речь может идти, например, об обустройстве рабочего места, организации своих выступлений и проведении переговоров удобным для себя образом, подборе деловой одежды в соответствии со стилем. Поведение любого человека должно быть максимально естественным, но не выходить за рамки деловых норм.


За какое бы новое дело ни брался человек, он должен преследовать определенные цели. Чтобы решить важный вопрос, необходимо выбрать наиболее целесообразный путь. Целесообразность в деловой среде – это наличие рациональной направленности каждого элемента деловой сферы. При этом следует понимать, что чем шире круг людей, желающих участвовать в каком-либо бизнес-процессе, тем более четкими и продуманными должны быть принимаемые решения. Здесь важно снять все противоречия и стремиться к реализации решений, минуя лишние обсуждения.

Еще одной ведущей нормой бизнес-этикета считается экономичность. Необходимо соизмерять любые показатели, касающиеся экономической стороны вопроса. Стремление к достижению слишком высокой планки моральности может отрицательно сказаться на имидже компании. Речь может идти о снижении показателей, связанных с прибыльностью предприятия, либо переложении потерь на заработные платы коллектива. Нормы делового общения и этикета не допускают безосновательно завышенных цен, поэтому важно, чтобы все основывалось на разумной стоимости.

Синонимами консерватизма, который определяет нормы делового этикета наряду с вышеперечисленными принципами, являются надежность и прочность. Что касается бизнес-этикета, здесь сохранилась основная идеология, направленная на поддержку форм общественной жизни, существующих в данный момент. Ведущими чертами в мире бизнеса являются стабильность и фундаментальность, которые тесно связаны с понятием консерватизм.

Непринужденность норм бизнес-этикета – еще одна его составляющая. Здесь важно не допускать возникновение напряженной ситуации. Неприемлемо прибегать к различным ухищрениям и манипуляциям, а также навязывать личное мнение и использовать приемы психологического давления.

Еще одной составляющей этикета делового общения является универсализм, главная задача которого заключается в возможности применения любой рекомендацию и/или нормы бизнес-этикета в различных случаях. Хорошо, если рекомендации и нормы обладают многогранным характером.

Без такого понятия, как эффективность в коммуникациях, этикет, имеющий отношение к деловой сфере, тоже не может существовать. Что бы ни делал и ни говорил человек, он должен стремиться к недопущению конфликтов как внутри коллектива, так и с партнерами. Важно, чтобы отношения между участниками бизнеса были основаны на взаимовыгодном сотрудничестве.

Самым, пожалуй, важным принципом бизнес-этикета считается уместность. Необходимо, чтобы все предыдущие принципы подчинялись данной норме. Суть этого принципа в том, чтобы речь и все действия человека были релевантными. Приветствуя людей, важно учитывать время суток; собираясь на встречу – подбирать одежду в зависимости от характера мероприятие и т. д.


Правила делового этикета – нормы делового общения

Деловой человек обязан не только уметь вежливо и уважительно общаться с оппонентами, но и следить за культурой речи. Бизнес-этикет предъявляет гораздо больше требований к деловой речи, поэтому то, в каком порядке употребляются фразы, насколько правильно ставятся ударения и какие слова выбираются, определяет отношение окружающих к участнику бизнеса. Нормы и правила делового этикета запрещают пользоваться жаргонными выражениями, словами-«паразитами», грубыми и неэтичными фразами, а также оборотами, которые несут чрезмерный эмоциональный окрас.К деловому общению предъявляются те же требования, что и к обыденной речи. Главным отличием является лишь в большей степени подчеркнутый официальный тон. Деловой стиль общения предполагает использование норм словоупотребления с учетом его лексических значений и стилистики. Также в список основополагающих правил делового этикета общения входят:

  • грамотная, внятная речь и письмо, основными задачами которых являются способность убеждать оппонентов и эффективно доносить до слушателей свои мысли;
  • неразглашение информации, считающейся конфиденциальной;
  • умение слушать и слышать людей, доброжелательно и вежливо к ним относиться, стараться в любой ситуации наладить контакт;
  • способность адекватно воспринимать замечания в свой адрес и уметь пользоваться советами со стороны.

Деловой человек обязан не только уметь вежливо и уважительно общаться с оппонентами, но и следить за культурой речи. Бизнес-этикет предъявляет гораздо больше требований к деловой речи, поэтому то, в каком порядке употребляются фразы, насколько правильно ставятся ударения и какие слова выбираются, определяет отношение окружающих к участнику бизнеса. Нормы и правила делового этикета запрещают пользоваться жаргонными выражениями, словами-«паразитами», грубыми и неэтичными фразами, а также оборотами, которые несут чрезмерный эмоциональный окрас.

Только зная нормы профессионального делового этикета и придерживаясь их, можно добиться уважения, заслужить авторитет среди коллег и достигнуть успеха в данной сфере деятельности. Соблюдение этикетных требований, предъявляемых к деловому общению, помогает человеку раскрыть не только свои деловые, но и личные качества. Неэтичность, нарушение принятых в обществе норм, несоблюдение нравственных принципов препятствует утверждению участников бизнеса на рынке.