Безупречность внешнего вида, сдержанность в проявлении эмоций, осознанная жестикуляция, открытый взгляд, добрая улыбка – внешние проявления профессии «педагог». Перечисленные качества лежат не только в области взаимоотношений «учитель – ученик», но и в области взаимоотношений внутри педагогического коллектива. Единство целей, понимание возникающих проблем, уважение к работе своей и коллег – вот платформа, на которой выстраиваются правила служебного этикета педагогов.
Манеры поведения – нормы и правила для педагога
Устав, гимн, ритуал посвящения в профессию, творческие поздравления с особыми событиями, обращения друг к другу на «ты» или на «вы» – в каждом коллективе со временем формируется свой маленький микромир. Но где бы он ни возник – в школе, в детском саду, в институте – основные правила и нормы профессиональной этики одинаковы у всех.
- Педагог, как король, всегда точен. И на самую первую лекцию/урок/занятие приходит заранее, чтобы успеть привести в порядок себя, кабинет, необходимые материалы и оборудование.
- Педагог – собран и аккуратен. Его конспекты – безупречны. Документы (журналы, листки учёта, табеля и т.п.) заполняются вовремя. И в классе и в учительской всё так, как надо.
- Педагог – сдержан. Он не выливает на коллег громкое раздражение, вызванное неудачным уроком, лекцией, занятием, не ищет виноватого.
- Педагог – чуткий собеседник. Его речь спокойна, благожелательна. Он выслушает и услышит проблему, которую обсудит с другими только с согласия собеседника.
- Педагог – тактичный человек. Он не сделает громкого замечания по поводу внешнего вида или профессионального уровня своего коллеги, не обидит его и не унизит.
- Педагог соблюдает законы субординации. В его отношениях нет панибратства или фамильярности ни с коллегами, имеющими меньший опыт, ни с коллегами, занимающими высокие должности.
Педагогу, постоянно недовольному другими, превозносящему свою значимость и превосходство – лучше найти себя в другой профессии.
Внешний вид педагога
Кроме учеников внешний вид педагога оценивают и его коллеги. Ушло то время, когда учитель должен был придерживаться «строгого стиля»: носить одежду тёмного цвета, не позволять себе украшений и макияжа. Серая скромность педагога объяснялась тем, что красивый модный наряд отвлекает учеников от изучаемого предмета. Сейчас все понимают, что от предмета отвлекает не костюм, а скука, царящая на уроках. Современный педагог – тот самый человек, у которого всё прекрасно: и занятия, и одежда, и маникюр.
Одежда
Жёсткого дресс-кода у педагогов нет. Мантию преподаватель надевает лишь в колледжах и университетах на торжественные мероприятия. В остальное время и в других образовательных учреждениях требование к одежде педагога одно: она должна ему идти.
Служебный этикет в одежде запрещает только всё, что слишком:
дорогую одежду;
драгоценности;
ультрамодные наряды;
кричащие цвета;
огромные вырезы и разрезы;
короткие юбки;
высокие каблуки.
Причёска, руки и здоровье
Причёска современного педагога – модная, свежая, аккуратная. Неприятны лишь длинные распущенные волосы, лезущие в лицо рядом стоящему коллеге.
Руки – инструмент педагога. Они всегда на виду: держат указку, листают журнал, жестикулируют и т.п. Руки должны быть ухожены, с маникюром естественного цвета.
Внешний вид педагога – это и осанка, и походка, и здоровье. Учителя, влюблённые в свою работу, забывают о себе. Как результат – лишний вес, больные спины, испорченное зрение, хронические болезни и больничные листы. На коллег падает нагрузка заболевшего педагога, что не вызывает у них особой радости. Заботиться о своём здоровье, долго оставаться молодым, энергичным – негласное правило педагогической этики.