Содержание: [Показать]

Человека окружает общение, где бы он не находился. Речевой этикет - навык вежливого общения с собеседником. Грамотное обращение с этикетом поможет создать прочные доверительные отношения сред коллег, друзей, близких и даже в кругу незнакомых людей.

Формы и нормы этики могут по-разному выражаться в устной и письменной речи, однако правила этикета письменной речи базируются на общих принципах.

Правила этикета письменной речи

При обращении к собеседнику требуется определиться с формой общения. Если письмо адресуется другу, допускается подпись "Дорогой друг", "Милая Анна" (любое имя) и т.д. Если же сообщение предназначено начальнику, стоит подписать "Уважаемый Борис Алексеевич" (любое имя).

Важно: от того, как будет начато сообщение, зависит отношение собеседника. Обратившись к должностному лицу как "Дорогой (имя)", вы можете оскорбить и создать неприязнь со стороны адресата.

Культурная речь в письме станет залогом симпатии и достижением желаемого результата. Должны быть соблюдены все нормы, категорически запрещено употреблять слова - паразиты и непристойные выражения.

Правила этикета письменной речи

Помимо этого, речь должна подчиняться стандартам делового общения, необходимо употреблять формулы общения, клише предложения начинаются с новой строки.

Составляя письмо служебному лицу, коллеге, вышестоящему субъекту, важно сохранять уважительный и корректный тон. Не допускается употребление народных слов или жаргонов. Если же речь идет о друге, допускается привычная для вас форма общения.

Важно: к формулам общения относятся извинения, благодарности, согласия, приветствие, прощание. Формулы подбираются индивидуально в зависимости от возраста, пола, статуса и взаимоотношений с адресатом.

Этикет письменной речи в интернете

В современном обществе принято делиться новостями, знакомиться, устраиваться на работе через интернет. Определенных прописанных норм по разговору через электронную почту не существует, однако есть рекомендации, которых рекомендовано придерживаться:

  • не затягивать с ответом - следует ответить сразу, как увидели сообщение;
  • не стоит писать в свободное время адресата - предпочтительнее связаться в рабочее время или извиниться, если отложить вопрос невозможно;
  • речь должна быть понятной - обязательно писать недвусмысленно, чтобы избежать недопонимания;
  • грамотное содержание - текст должен быть без орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок;
  • нельзя требовать моментального ответа - стоит проявить уважение - собеседник может быть занят или думать над ответом на сообщение.

Культура письменной речи и административный речевой этикет

В административном речевом этикете не принято показывать собственный характер и настроение. Официально - деловое письмо должно быть составлено так, чтобы собеседник не смог сделать выводы о ваших взаимоотношениях, не был оскорблен, не хотел создать конфликт. В противном случае, можно прибегнуть к скандалу, который повлечет к разрыву сотрудничества.

Находясь на работе, клиенты не всегда обращаются вежливо. Посетители регулярно отражают свое настроение, срываясь на сотрудниках. Несмотря на это, персонал занимает служебное положение, следовательно должен сохранять нормы речевого этикета и отвечать доброжелательно.

Культуру письменной речи составляет деловой этикет. В первую очередь, составляя письмо, стоит опираться на официально - деловой стиль русского языка. Общение должно быть таким, чтобы при необходимости его возможно было отразить в документе.

Главное в процессе речевого общения - четкое, лаконичное, доступное и грамотное изложение. Перед отправлением документа стоит перечитать содержимое, чтобы избежать тавтологии и быть уверенным в сказанном. Стоит задуматься, какие слова могли бы быть восстановлены в документе, а какие нет - такой шаг поможет выработать привычку делового общения.