Между этикетом и речью существует теснейшая связь. То, насколько хорошо индивид знает речевой этикет, определяет степень его воспитанности и способствует приобретению таких важных качеств, как авторитет, уважение, доверие. Лишь благодаря соблюдению этикетных правил можно достичь гармонии в общении с окружающими и абсолютной уверенности.


Формирование речевого этикета

Принято выделять два фактора, определяющих формирование речевого этикета и его использование:  первый определяется особенностью партнеров, которые поддерживают деловой разговор и вступают в деловые отношения (речь идет об их социальных статусах, половой принадлежности, занимаемых должностях, деловых качествах, особенностях вероисповедания и характера); второй привязан к конкретной ситуации и параметрам речевого общения (имеют значение место, время, тема, цели общения и личности людей).Принято выделять два фактора, определяющих формирование речевого этикета и его использование:

  1. первый определяется особенностью партнеров, которые поддерживают деловой разговор и вступают в деловые отношения (речь идет об их социальных статусах, половой принадлежности, занимаемых должностях, деловых качествах, особенностях вероисповедания и характера);
  2. второй привязан к конкретной ситуации и параметрам речевого общения (имеют значение место, время, тема, цели общения и личности людей).

Правила поведения и выбор нужной речевой формулы формируются в зависимости от обстоятельств, которые оказывают непосредственное влияние на оппонентов. Участники беседы как бы подстраиваются под них и ведут себя соответствующим конкретному случаю образом, будь то застолье, обсуждение рабочей программы, разговор на радостную тему и т. д.


Формирование речевого этикета у детей

Родной язык – это не только способ общения с себе подобными, но и важнейший инструмент, способствующий налаживанию дружественных контактов с людьми. Овладение родной речью человеком происходит в дошкольном возрасте. Очень важно на этом этапе развития научить ребенка относиться к людям с добротой, а также рассказать о существовании различных способов выражения своего отношения к ним. Речь идет о выработке стандартизированных норм поведения в обществе; навязывании стереотипов, шаблонов общения, помогающих функционировать в социуме и действовать, отталкиваясь от ситуации. Взрослые в связи с этим играют ключевую роль. Очень важно на этапе взросления детей подавать им хороший пример. Ведь правила поведения и формулы общения, используемые взрослыми, маленькие члены общества схватывают на лету и стремятся во всем подражать.


Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста

Чтобы дошколята лучше освоили речевой этикет, взрослым следует в процессе их обучения обращаться к общим правилам культуры поведения. На фоне ярко выраженного в социуме «дефицита» уважительного отношения к оппоненту очень важно внести в этикетный словарь каждого ребенка как можно больше речевых формул. Перед тем как приступить к процессу обучения, необходимо добиться единения между взрослыми и детьми. Воспитание и формирование речевого этикета у малышей, посещающих детский сад, начинается с создания абсолютной тишины в группе. Это дает возможность педагогу обращаться к каждому ребенку и обучать его, показывая свой пример.

  • На первом этапе формирования знаний необходимо обращаться к правилам использования образцов этикетной лексики (для этого идеально подходят произведения таких авторов, как А. Усачев, А. Кондратьев, В. Сухомлинский, О. Гражданцева).
  • В момент перехода на второй этап обычно используются дидактические игры, которые направлены на применение правил по употреблению определенных речевых формул. Ведь именно в игровой форме дети лучше усваивают материал.Чтобы дошколята лучше освоили речевой этикет, взрослым следует в процессе их обучения обращаться к общим правилам культуры поведения. На фоне ярко выраженного в социуме «дефицита» уважительного отношения к оппоненту очень важно внести в этикетный словарь каждого ребенка как можно больше речевых формул.

Методика формирования речевого этикета дошкольников

Сформировать и развить навыки речевого этикета малышей, еще не посещающих школу, можно путем активного использования разнообразных методов и приемов. Задача воспитателя заключается в том, чтобы в максимально доступной форме донести до малышей различные речевые образцы и приучить к ним. Должен использоваться так называемый ролевой принцип, то есть к малышам должно прийти осознание своих ролевых позиций (девочка – мальчик, хороший – плохой, младший – старший). За счет привязки этикетных стереотипов будет происходить выстраивание речевого поведения. Как нельзя лучше помогут в освоении этих навыков художественные тексты и специально разработанные дидактические материалы. Делая акцент на диалогах персонажей, можно применять так называемый принцип контраста (соблюдение/несоблюдение героями правил этикета). Дети научатся давать критические оценки людям, поступающим неправильно. Кроме того, это будет способствовать построению правильной этикетной речи по определенному образцу. Для закрепления материала важно:

  • применять комплекс упражнений, развивающих инициативу и самодеятельность воспитанников;
  • инициировать создание воспитывающих ситуаций;
  • организовывать дидактические игры;
  • использовать систему поощрения/наказания;
  • разъяснять сложные для детского ума моменты;
  • постоянно поддерживать беседу.

Воспитывая в детях культуру поведения, важно руководствоваться принципами современного речевого этикета, придерживаться педагогических рекомендаций и этикетных норм. Необходимо также ставить во главу угла не только возрастные, но и индивидуальные особенности дошколят.


Формирование речевого этикета младших школьников

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы к социальным воздействиям. Они способны, как губки, впитывать в себя информацию, основываясь на собственных наблюдениях. Овладение нормами и правилами речевого этикета – длительный процесс. Поэтому помощь со стороны взрослого является важным фактором. Только взрослый (как педагог, так и родитель) способен определить, в какой форме и когда следует учить школьника основам речевого этикета. Ведь так важно обеспечить безболезненное для детской психики знакомство с человеческим миром. Начальная школа должна давать учащимся младших классов обширный объем новых знаний, приучать к выполнению конкретных правил и помогать детям самостоятельно выбирать верный способ поведения. Проведение занятий в увлекательной форме и обращение к произведениям детской литературы обязательно облегчат усвоение знаний детьми, научат соблюдать речевой этикет и помогут выработать у учащихся правила поведения.