Содержание: [Показать]

Этикет - это совокупность правил поведения. Возникновение речевого этикета берет начало с тех времен, когда общество формировалось в государство. То есть, у людей появилась управленческая система, которая подразумевает наличие нескольких групп. Эти группы находятся друг у друга в зависимости и тесном взаимодействии. Также, между ними существует иерархия. Возникла необходимость определять, к какой группе принадлежит человек, который вступает в коммуникацию. Чтобы идентифицировать принадлежность персоны и ее уровень в обществе, требовались строгие нормы.

Так понемногу появлялся этикет для всех проявлений взаимодействия с миром, в том числе в речи.

Первое упоминание о культуре речи относится ко времени более 5 тысяч лет назад. В Древнем Египте был некий свод правил этикета, где говорилось в том числе и о порядке общения людей с высшей кастой. То есть с Фараоном и его свитой.

В 21 веке речевой этикет - это необходимый элемент национальной культуры. Имеющийся у общества свод правил по коммуникации совершенствуется с каждым днем. С помощью этих правил люди не только определяют статус собеседника, но и строят свою речь для конструктивного общения, которое всегда будет протекать в позитивном культурном русле.

Когда в обществе начинают образовываться новые прослойки или появляются незнакомые до этого группы, то речевой этикет меняется вместе с общественным развитием. Чтобы в полной мере окунуться в современность жизни, необходимо выявить, какие нововведения образовались в культуре речи и с чем они связаны. Это очень увлекательная область исследований. Среди самых популярных книг легко обнаружить достаточное количество работ на тему "Речевой этикет - история и современность".

Речевой этикет и его аспекты

Аспекты речевого этикета помогают понять исторические особенности культуры речи.

Этический аспект - подразумевает, что в использовании речи необходимо следовать общепринятым нормам поведения: разговаривать вежливо, придерживаться позитивного тона. Если не учитывать этический аспект, то общение будет приносить одной из сторон отрицательные эмоции и, как следствие, может не привести к желаемому результату. Этический аспект отражает то, как мы говорим.

Нормативный аспект - рассматривает, насколько речь соответствует литературным нормам, соблюдаются ли правила языка. В этом аспекте важно отсутствие серьезных ошибок. Успешные коммуникации и речевые ошибки вещи несовместимые на многих уровнях. Если человек общаясь демонстрирует необразованность, то в определенных кругах он прекращает внушать доверие.

Коммуникативный аспект - отражает насколько в речи удачно подобраны слова и сочетания для передачи истинного смысла. В этом аспекте важно, как выстроены предложения: есть ли нагроможденность ненужных слов, сложных понятий, на каком уровне ясность изложения.

Важность применения речевого этикета

На сколько важна сама речь в жизни людей, на столько и важен речевой этикет. Можно пользоваться речью часто, но не продуктивно. Речевой этикет позволяет нашим диалогам и монологам быть в надлежащем виде, приятном слушателям.

Если построить речь в полном соответствии с нормами этикета, то она станет творить чудеса:

  • Во-первых, слушатели усвоят информацию, которую Вы доносите, легко.
  • Во-вторых, Вы, как оратор или обращающийся к кому-либо, будете внушать безграничное доверие и уважение. С таким отношением слушателей возможно выстроить приятные коммуникативные связи.
  • В-третьих, зная правила речи, легко коммуницировать с самыми высокопоставленными собеседниками без стеснения и волнения.

Не стоит разъяснять, для чего людям нужно общение. Способность правильно общаться открывает человеку большие возможности. С помощью правильной речи гораздо легче реализовать себя, стать частью исторических событий, войти в любые двери, а не прожить унылую однообразную жизнь.

Кроме того, речевой этикет способствует поддержанию дисциплины в обществе. Как уже было сказано выше, человек из определенного сословия с помощью манеры речи требует к себе соблюдения некоторых правил поведения.

Паралингвистические аспекты речевого этикета

Люди способны общаться не только с помощью слов и звуков. Информацию бывает проще передавать друг другу жестами, мимикой и другими движениями. Такие способы информационного взаимодействия охватывает паралингвистический аспект речевого этикета.

Различаются следующие паралингвистические жесты:

  • указующие,
  • выражающие согласие,
  • выражающие эмоции и эмоциональное состояние

Существует группа традиционных знаков, выражающих уважение:

  • рукопожатие,
  • поклоны,
  • реверансы.

Бывают паралингвистические проявления, которые носят оскорбительный или одобряющий характер.

Через паралингвистический аспект можно изучать культурные и национальные особенности. Например, в русской речи жестикуляция достаточно сдержанная, мимика не слишком выразительная. Это говорит о характере русского менталитета и специфике культуры. Русские люди по-северному спокойные и не такие экспрессивные, как например, итальянцы. Мало кто из славян активно задействует движение рук во время повседневного разговора.

Интересен тот факт, что в разных культурах одни и те же жесты содержат в себе противоположный смысл.

Большую часть людей в нашем обществе не интересует вопрос речевого этикета. Разумеется, большинство собеседников понимают, что есть такие случаи, в которых требуется говорить таким и только таким тоном, не перебивать, держаться на определенном расстоянии. Но мало кто осознает значение в жизни знания правил и тонкостей коммуникации. Появление речевого этикета вознесло общество на новый уровень.