Содержание: [Показать]

Пословицы о речевом этикете и изменения последних лет

По утверждениям ученых, именно способность к речи, называемая второй сигнальной системой, отличает человека от животных. Умение говорить и передавать свои мысли, ощущения с помощью слов тесно связано с самосознанием и считается главным признаком разума. Выбор слов, стиля речи трансформируется с течением времени, одновременно завися и влияя на эпоху и характеры людей. Но многие пословицы о нюансах речевого этикета актуальны и сегодня, поскольку запечатлены как универсальная народная мудрость, полезная в любом веке.

Изменения в речевом этикете последних лет

В каждом языке существуют особые формулы, называемые также речевыми кодами. Они помогают обращаться друг к другу, вести коммуникацию на любом уровне — от семейного до делового, а также на уровне монолога, направленное на большое количество слушателей. Изменения в речевом этикете отражают общественные процессы, психологическую трансформацию, культурные нюансы. Изменения, которые наблюдаются в речевом этикете в последнее время:

  1. Наблюдается тенденция к упрощению словесных формул, использованию разговорных слов и выражений даже в литературе, на радио и телевидении. Считается, что таким образом оказывает влияние массовая доступность интернета и других средств коммуникации.
  2. Эта же особенность затронула бизнес-общение. Например, раньше было недопустимо, чтобы вышестоящее руководство называли по имени, сейчас некоторые либеральные владельцы компаний позволяют даже использовать обращение «ты». Считается, что тенденция пришла к нам из западного мира.
  3. Грамотность становится признаком действительно уважающего себя и воспитанного человека. Эксперты отмечают падение уровня культуры речи с этой точки зрения, ошибки допускают даже образованные люди. Грамотность позволит выделиться именно с точки зрения высокого уровня понимания речевого этикета.
  4. Если в начале двухтысячных наблюдалась мода на англицизмы и заимствования, то сейчас бездумное использование иностранных слов в своей речи уже относится к дурному тону. Это не относится к специфическим терминам: сказать «фронт-энд» разработка — можно, потому что это профессиональный язык, а вместо «коворкинга» лучше использовать «совместную работу».

Этикет меняется, подстраиваясь под психологию. Эксперты советуют учитывать не только общие правила, но и особенности аудитории: например, люди пожилого возраста могут быть более консервативны, чем молодежь. Универсальные правила — это грамотность, уважительное отношение к собеседнику.

народные пословицы о речевом этикете 30 пословиц

Народные пословицы о речевом этикете 30 пословиц

Люди во все времена понимали, что общение и правильное использование речи — ключ к жизненному успеху. Сохранились универсальные поговорки, которые можно «держать в уме» и по сей день:

  1. В многословии не без пустословия — призыв к лаконичности.
  2. Сперва подумай, а там и скажи — замечание об аккуратном использовании речи, ведь словами легко обидеть человека.
  3. Доброе молчание - чем не ответ? — иногда лучше промолчать.
  4. Говорить не думая, что стрелять не целясь — словом можно причинить боль, но и добиться своего.
  5. Жить в соседах, быть в беседах — человек не может отделять себя от общества.
  6. Сердечное слово до сердца доходит — умение говорить поможет в личной жизни.
  7. Красную речь красиво и слушать — с грамотным человеком приятнее общаться.
  8. Хорошее слово – половина дела — о мотивации с помощью речи.
  9. В добрый час молвить, а в дурной – промолчать — каждая фраза должна быть уместной.
  10. От учтивых слов язык не отсохнет — вежливость всегда пригодится.
  11. На ласковое слово не сдавайся, на противное - не обижайся — предостерегает от излишнего проявления эмоций.
  12. Недоброе слово, что огонь жжёт — нужно быть аккуратней, чтобы не обижать людей.
  13. В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой - и свой потерять — нужно правильно выбирать себе собеседников.
  14. Звон не молитва, крик не беседа — нельзя заменять аргументы в споре криком и другими манипуляциями.
  15. Красно поле пшеном, а речь - слушанием — нужно уметь слушать и слышать собеседников.
  16. За худую привычку и умного дураком обзывают — легко можно испортить о себе впечатление неграмотной речью или неопрятным видом.
  17. В людях Илья, а дома свинья — нужно общаться дома не менее аккуратно, чем в обществе.
  18. В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив — об уважении к хозяевам в гостях.
  19. На добрый привет, добрый и ответ — о взаимоприятной коммуникации.
  20. Не спеши языком, торопись делом — нельзя заменять работу обсуждениями и совещаниями.
  21. Блюди хлеб на обед и слово на ответ — нельзя быть безответным, умей постоять за себя.
  22. Бранись, бранись, да на мир слово оставляй — не «сжигай мостов».
  23. Дома, как хочу, а в людях, как велят — в обществе необходимо придерживаться единых правил.
  24. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами — не стоит ругать еду или порядки в гостях.
  25. Не мудрён привет, а сердца покоряет — вежливость помогает в жизни.
  26. Когда больше двух, говорят вслух — неприлично шептаться в обществе.
  27. Доброе молчание лучше худого ворчания — нужно сдерживать негативные эмоции.
  28. Всё мы говорим, да не всё по-говореному выходит — описания проектов могут отличаться от реализации.
  29. Не любо – не слушай, а врать не мешай — каждый имеет право высказаться.
  30. Напои, накорми, а после расспроси — сначала надо проявить уважение к человеку, а потом задавать вопросы.

Речевой этикет тесно связан с культурной парадигмой, может меняться со временем. Некоторые тенденции необходимо постоянно отслеживать людям, которые связаны с этим вопросом профессионально. Однако древние поговорки могут считаться более или менее универсальными, поскольку отражают общечеловеческие ценности, касающиеся речевого этикета.