Содержание: [Показать]

Скованная льдом речка как магнит притягивает ребятню – ну вот же он, готовый каток для хоккея или просто, чтобы обновить коньки, проторить первую лыжню по белоснежному покрову. Печальная статистика МЧС показывает, что гибель детей на непрочном льду – это чаще всего результат беспечности родителей, не научивших своих чад правилам безопасного поведения на замерзших водоемах.

Правила поведения на льду зимой

Юным исследователям не терпится попробовать первое ледяное покрытие на прочность. В зону риска попадают именно школьники. Зачастую они идут на реку без ведома взрослых, за компанию с друзьями, забывая о запретах. Чтобы ледовое приключение не обернулось бедой, родители должны прочно закрепить в детском сознании правила поведения зимой на льду водоема.

Правила поведения на льду зимой для школьников

Предупредить опасную ситуацию просто. Ребенок должен твердо знать, что подходить к реке, пруду или озеру нельзя, когда стемнело, во время тумана, метели или сильного снегопада. Кататься на коньках можно только в специально оборудованных местах, где проверена толщина льда. То же касается и зимней переправы. Разрешенные места обычно помечены специальными дорожными знаками.

Если вы часто берете детей на лыжные прогулки через реку или на зимнюю рыбалку, каждый раз повторяйте правила поведения на льду и будьте для них положительным примером.

Объясните детям, что зимой ходить на реку без взрослых нельзя. И еще они должны знать, какие места на замерзшем водоеме опасны для жизни.

Как определить толщину льда

Научите детей определять толщину ледового покрова по цвету и структуре. Самый безопасный - голубой или зеленоватый прозрачный лед. Черный или серый образуется при слабых морозах, он тонкий и ненадежный. Непрозрачный молочного цвета – это пропитанный водой снег, образующий на поверхности второй слой ледяной корки. Опасен тем, что в нем могут быть воздушные полости, и он легко ломается. Такой лед вдвое слабее прозрачного.

Опасно ступать на молодой лед, едва покрывший реку или озеро в начале зимы. Вечерние и ночные морозы образуют на воде довольно толстую ледяную корку, но днем она подтаивает под лучами солнца и неспособна выдержать даже небольшую нагрузку. Места на зимних водоемах, от которых надо держаться подальше:

  • Там, где лед пористый и рыхлый. Это не замороженная вода, а смерзшиеся во время метели снежинки. Таким же неоднородным по структуре ледяной покров бывает весной – он уже подтаял снизу и в середине. Несмотря на кажущуюся прочность, он легко трескается под ногами.
  • Участки, где в реку сливаются теплые городские или промышленные стоки. Ледяная корка в этих местах остается тонкой даже в морозные зимы.
  • Ледяной слой вокруг вмерзших коряг, кустов, зарослей камыша, крупного мусора.
  • Места, присыпанные толстым слоем снега. Под такой «шубой» вода промерзает медленно.
  • Участки, покрытые подтаявшей водой и радиальными трещинами.
  • Темные прогалины, от которых исходит легкое парение – это полыньи.

Ледяной слой всегда тоньше там, где сильнее течение или есть водяные завихрения. Это середина реки, опоры моста, причалы и понтоны, места слияния рек и ручьев, участки возле высокого обрывистого берега.

Правила поведения на тонком льду для школьников

Школьник должен знать, что может случиться с ним на неокрепшем льду, почему нельзя заходить на него в одиночку и как вести себя, если оказался в критической ситуации. Уберечься от опасности можно, соблюдая несложные правила:

  • не спускаться на реку по заснеженным местам, лед должен быть чистым и хорошо просматриваться;
  • не пробовать его на прочность ударом ноги;
  • не скапливаться на небольшом участке неокрепшего ледового покрытия большой группой, соблюдать расстояние друг от друга не меньше трех метров;
  • освободить руки – достать их из карманов, а сумку повесить на плечо;
  • если дети на лыжах, им лучше двигаться по проторенной лыжне, при этом они должны расстегнуть крепления и снять с рук петли лыжных палок;
  • треск и прогиб льда – опасный сигнал, в этом случае запрещается бежать, нужно развернуться назад, расставить ноги на ширину плеч и двигаться обратно ровно по своим следам, не отрывая стопы от поверхности.

Если на льду к радиальным трещинам добавляются кольцевые, значит, он вот-вот провалится. Надо лечь и потихоньку отползать назад по своим же следам или откатиться на безопасный участок.

Любимая детская забава – катание на санках с горки – становится опасной на крутом берегу реки. При движении по гололедице санки или ледянка набирают большую скорость. Если впереди полынья, остановиться или сменить траекторию будет уже невозможно.

Если человек провалился под лед

МЧС предупреждает, что главный враг оказавшегося в полынье человека – паника. Есть определенный алгоритм действий, который поможет продержаться до приезда спасателей, а иногда и самому выбраться на твердый лед.

Самые продуктивные – первые минуты пребывания в воде, пока одежда не промокла. Она создает воздушную подушку, позволяющую держаться на поверхности воды. Основные действия:

  1. Держать голову как можно выше над поверхностью воды.
  2. Если на плече висит тяжелая сумка, ее надо сбросить.
  3. Развести руки в стороны и попытаться нащупать твердые края полыньи. Делать это надо с той стороны, где упал в воду. Если кромка хрупкая, ее надо обламывать до тех пор, пока не дойдете до крепкого края.
  4. Упереться локтями в лед, придать телу горизонтальное положение и попытаться закинуть ближнюю к кромке ногу на твердую поверхность.
  5. Если получилось сделать это, переворотом корпуса вытащить вторую и быстро откатиться в сторону.

Если ребенок на речке не один, его товарищи должны в первую очередь позвонить в службу спасения. Если рядом никого нет, пусть он как можно громче зовет на помощь.

Оказание помощи человеку, провалившемуся под лед, тоже требует соблюдения определенных правил. К полынье надо подбираться ползком по-пластунски. Приближаться к краю и тянуть пострадавшего за руку нельзя, хрупкий лед может не выдержать двойной нагрузки. Для спасения используйте шарф, веревку, палку. Протяните утопающему подручное средство, чтобы он смог крепко ухватиться за него. Если рядом несколько человек, они должны лечь на лед в цепочку, крепко держа друг друга за лодыжки.

После спасения из воды пострадавшего надо согреть. Но делать это быстро, например, с помощью горячего душа нельзя. Надо переодеть человека в сухую одежду, дать теплое сладкое питье, уложить его в позу младенца в утробе матери (ноги подтянуты к животу) и укрыть одеялом. Если спасенный в состоянии, он наоборот может активно подвигаться, это поможет ему быстрее согреться.

Что происходит с человеком, который провалился под лед

Человек, оказавшийся в ледяной воде, испытывает физический и психический шок. В такой ситуации даже взрослому порой невозможно справиться с паникой, страхом и дезориентацией. Для организма это сильнейший стресс, на который он реагирует спазмом сосудов, выбросом противовоспалительных гормонов, подавляющих иммунитет и помогающих перенести холод. Теряется контроль над дыханием. Делая рефлекторный вдох, человек испытывает удушье, так как легкие полностью заполняются воздухом. Если пострадавший ушел под воду с головой, такой вдох сразу отправит его на дно, так как вместо воздуха в легких окажется вода.

Если голова остается над поверхностью, то рефлекторный вдох сменяется учащенным дыханием и гипервентиляцией. В крови снижается содержание углекислого газа, отчего начинается головокружение, подступает слабость, конечности немеют, движения становятся скованными. Контроль над мышцами сохраняется в течение первых 10-15 минут. Позже человек уже не в состоянии крепко ухватиться за веревку или шест. Вызволить его помогут только профессиональные действия спасателей.

Памятка

С наступлением зимы у спасателей начинается горячая пора. Большая часть пострадавших на неокрепшем молодом льду – это школьники и рыбаки. В регионах образовательные учреждения совместно с МЧС разрабатывают и распространяют в школах памятки для детей о правилах поведения на воде в осенний и зимний период. Краткий свод правил, который школьники должны знать наизусть:

  • не подходить к водоему в условиях плохой видимости и во время дождя;
  • не гулять по замерзшему водоему одному;
  • не топать ногами по льду, проверяя его прочность;
  • при малейшей опасности поворачивать и возвращаться назад тем же путем, что пришел;
  • держать руки свободными;
  • не удаляться от берега и помнить, что ближе к середине водоема лед всегда тоньше;
  • не подходить к реке и не стоять на берегу во время ледохода;
  • кататься на коньках и переправляться через реку только в разрешенных местах.

Задача родителей – не оставлять школьников без присмотра во время катания на лыжах, коньках и во время рыбалки на зимнем льду. Ребенок может растеряться в опасной ситуации, а это реальная угроза его жизни и здоровью.